Импортозамещение провалено?

Замещение отечественным производством иностранных товаров и продуктов в России было необходимо. Оно ставило целью сделать страну менее зависимой, и особенно от поставок продуктов питания.

Чтобы эффективно поддержать сельское хозяйство, в эту отрасль с 2014 года влили огромные субсидии, она получила невиданные ранее стимулы и льготы. Конечно, итогом стал рост объемов производства как у фермерских хозяйств, так и на предприятиях по переработке продуктов.

Но этот рост, к сожалению, не решил задачи, чтобы львиную часть продовольствия мы производили сами. К тому же ковидный кризис внес свою лепту. В пандемию многие налоги и драконовские проценты по кредитам не были прощены производителям продуктов, которые вынужденно простаивали, испытали резкое снижение спроса и покупательской способности из-за обнищания населения. В итоге снизилась еще больше конкурентоспособность внутреннего производства продовольствия. И неудивительно, что опять растет доля продуктовых товаров, которые закупаются по всему миру.

Взять любимый россиянами продукт - сыры. По статистике, в России доля импортных сыров увеличилась с 23% в 2015 году до 34% в 2021-м. Это на фоне всех строгостей продуктового эмбарго. Сыров и сырных продуктов, которыми вроде бы завалены теперь все наши магазины, в 2015 году было произведено в России 589 тыс. тонн, а в текущем году - всего 445 тыс. тонн. Это тоже говорит о невозможности заместить импорт в существенных количествах, как ты ни дави итальянский пармезан тракторами.

Недавно член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Ренат Сулейманов официально признал то, что все домохозяйки и так видят в сетевых магазинах: Россия везет на свои прилавки картошку из Египта и других стран.

И это не чей-то злой и коррупционный умысел. Просто экономическая и логистическая ситуация дошла у нас до того, что себестоимость завезенной картошки будет ниже, если ее купить в Египте, чем произвести у нас.

Почему? А у нас проблема с заготовками при разрушенной потребко­операции. Если половина овощей, в том числе и картофеля, выращивается в подсобных хозяйствах, а забирать продукт, развозить и продавать становится или невыгодно, или некому, то трудно удивляться нынешнему положению вещей. К тому же по семенному картофелю доля импорта доходит до 90%, а когда семенной фонд ты закупаешь за валюту, будет ли дешевым конечный продукт?

Разумеется, поставляя недорогую картошку на российский рынок, тот же Египет в дальнейшем может повести себя так же, как, например, Китай с чипами. То есть подсадить нас на дешевый продукт, убить местное производство, а затем вздернуть цены.

Нет, считают скептики, у нас всегда есть традиционный запасной вариант для поставок недорогого картофеля - Беларусь. Но, увы, в этом году соседи из-за неурожая сами покупали картофель у России, Украины и стран ЕС, что, конечно, выглядит нонсенсом. Как и то, что, покупая этот продукт в Египте, мы продаем его же в Беларусь.

В общем, ценовые игры и перекосы привели к тому, что сегодня в магазинах Москвы и регионов картошка в среднем стоит от 40-45 рублей, а на рынках доходит и до 85. Для нашего второго хлеба при падающих доходах населения это, естественно, очень дорого.

Итак, в итоге шестилетнего внедрения в РФ импортозамещения из всего разнообразия продуктов питания полностью страна пока может обеспечивать себя лишь зерном. Молочка проблемна. Импорт пальмового масла по итогам 6 месяцев 2021 года достиг 529,5 тыс. тонн. Это на 11,9% больше показателя аналогичного периода прошлого года и говорит о том, что данный продукт у нас используется как заменитель животных жиров в молочной продукции, и не только.

Еще более проблемным становится мясо. По данным статистики, наша страна в сентябре 2021 года увеличила импорт мяса и субпродуктов из стран дальнего зарубежья на 40,1% (по сравнению с показателем за сентябрь 2020 года). Импорт рыбы вырос на 11,2%.

Итого, почти на 2 млрд долларов в месяц страна закупает (по итогам сентября-2021) зарубежного продовольствия. Не многовато ли? И не говорит ли это о том, что наши чиновники махнули на импортозамещение рукой?

Евгений Малякин.

Источник