Ценам прописано импортозамещение

О подорожании продуктов питания сегодня не говорит только ленивый. Это процесс повсеместный, и страдает не одна Россия. Мировой индекс цен на продовольственные товары в октябре вырос на 3% по сравнению с сентябрем. И это явно не предел...

С середины лета этот рост вообще оказался рекордным. Одно только растительное масло подорожало от 10% и выше, причем резко подскочило в цене и пальмовое, и соевое, и подсолнечное, и рапсовое. Чуть меньше подорожала пшеница, на которую фиксируется активный мировой спрос. Существенно в мире выросли цены на обезжиренное сухое и цельное сухое молоко, сливочное масло. Соответственно, вся пищевая цепочка, производимая из этих базовых продуктов питания, дорожает стабильно и неуклонно. И как ни сопротивляется негативным тенденциям наша страна, но по нашим людям и их доходам мировое удорожание еды бьет весьма существенно. Тем более что все это продолжается уже второй год и доходы населения не выдерживают ценовой гонки.

Наши ответственные чиновники поняли, что единственный реальный шанс как-то справиться с ценовым бедствием - это «отвязать» внутренние цены от мировых.

При этом не поможет государственное регулирование цен, которое у нас попытались протестировать на сахаре и подсолнечном масле и не слишком удачно. Директивное вмешательство, как показала практика еще советских времен, приводит лишь к сокращению производства продовольствия, что автоматически влечет за собой все тот же рост цен. Пока что российский Минсельхоз предложил недавно главе государства разрешить беспошлинный ввоз в Россию в 2022 году свинины (до 200 тыс. тонн по квоте) и говядины (до 100 тыс. тонн по квоте). Известно, что в первом полугодии 2022 года вывоз зерна и отдельно пшеницы будет квотирован. Цель - оставить необходимый объем внутри страны и остановить рост цен на муку и мучные изделия.

Возможно, со свининой этот эксперимент пройдет, поскольку рост цен на нее был временным и вызывался в основном вспышками африканской чумы свиней (АЧС). Теперь же многие российские предприятия оправились от АЧС, и свинина на рынках стала стоить примерно так, как и год, и два назад. Что касается остальных продуктов, производство которых росло у нас не так лихо, как мясо свиней, там проблема просто не решится.

Во многом поднять урожайность, производство мяса и молока мешает резкое сокращение предложения минеральных удобрений на мировом рынке. Именно из-за этого неутешительными выглядят прогнозы урожая на будущий 2022 год. Поэтому многие эксперты разводят руками и предрекают дальнейший рост мировых цен на базовые продукты питания, включая зерно.

Но если у России получится «отвязаться» от мировых продовольственных цен и котировок - у нас есть неплохой шанс устроить как бы ценовое импортозамещение.

В конце концов, во времена СССР при всех проблемах государственного планирования вплоть до конца 80-х страну удавалось кормить. И если лучшие практики государственной поддержки и государственного планирования использовать сегодня, то проблему роста цен на продукты питания можно решить. Но практики старых времен надо использовать с умом, а не бездумно копировать. И вот здесь у экспертов есть вполне обоснованные сомнения...

Евгений Малякин.

Источник