И холодильники подорожают?

Начинка холодильников, морозильных камер, климатического оборудования и огнетушителей состоит из сложных химикатов, понижающих температуру в приборах. Раньше для этого использовали фреон, но он имел «побочный эффект» - нагревал атмосферу, усиливал парниковый эффект и разрушал озоновый слой. В 1987 году в ходе битвы за спасение климата большинство стран подписали Монреальскую конвенцию и постепенно начали изгонять со своих конвейеров фреон, переходя на гидрофторуглероды (ГФУ). Однако и это не спасло планетарную экосистему - химическое соединение хоть и не так активно, как содержащиеся во фреоне хлор и бром, действовало на молекулы озона, но тоже весьма неплохо нагнетало парниковый эффект. К конвенции были приняты соответствующие поправки, и Россия, с ними согласившись, взяла на себя обязательства с 2021 года уменьшить объемы потребления хладагента ГФУ на 5%, с 2025-го - на 35%, с 2029-го - на 70%, с 2036-го - на 85%.

Эти меры повлекли за собой лимитирование на ввоз хладагентов, а компании, доставляющие «холод» и оборудование с ним в Россию, должны иметь лицензию. С апреля 2021 года ее выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Однако, уверяют в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компь­ютерной техники, о квотах на ввоз часть импортеров ГФУ и производителей холодильного и климатического оборудования знать не знала, а обратившись за разрешительными документами в июле, получили отказ. Лимиты на лицензии к этому времени были уже исчерпаны, а новые квоты появятся только в 2022 году. Произошедшая смена правил по ходу игры застала врасплох участников рынка, и они занервничали, ведь контракты на поставку оборудования заключались до введения лицензий, и теперь техника, которая содержит хладагенты, и комплектующие для ее производства не смогут пересечь границу. В попытке избежать серьезных финансовых потерь бизнес просит правительство обратить внимание на недопустимость введения ограничения на ввоз хладагентов и техники, которая их содержит, на том основании, что для этого отсутствуют правовые акты.

Впрочем, документы на сей счет есть. В марте этого года Евразийская экономическая комиссия дополнила хладагентами список лицензируемых для ввоза товаров, вот только Минпромторг и Минприроды не проинформировали бизнес о том, когда и на каких условиях нужно получать лицензии на эти квоты.

Как бы там ни было, участники «холодного рынка» не на шутку встревожены. Они уже предупредили, что из-за новых правил в магазинах станет меньше кондиционеров и холодильников, то есть намекнули на их дефицит. Происходящее сегодня также может привести и к подорожанию минимум на 5% холодильного и климатического оборудования и услуг, связанных с его производством, поставками и техобслуживанием.

По мнению экспертов, в будущем году застрявшие на границе товары и хладагенты импортеры в любом случае ввезут в Россию и вряд ли за это время возникнет дефицит. Но что несомненно - понесенные в нынешнем году убытки бизнес не забудет отразить в ценниках, так что за все придется расплачиваться потребителю. Как всегда.

Елена Хакимова.

Источник