Слияние торговых сетей приведет к росту цен

Весной 2021 года торговая сеть «Магнит» объявила о слиянии с «Дикси». «Магнит» притянет еще 2612 торговых точек в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Сейчас у сети 21,5 тыс. магазинов по России. Но этого показалось мало, и теперь за более чем 82 млрд рублей вся сеть «Дикси» станет по ассортименту товаров и ценовой политике «Магнитом». Поглотили, что называется, более слабого конкурента.

Есть и второй повод для пересудов - практически параллельно с «Магнитом» сеть «Лента» купила магазины австрийской «Биллы» почти за 19 млрд рублей. И если в первом случае «Дикси» сохранит свои вывески, то торговая марка Billa в России перестанет существовать.

Для простого покупателя, конечно, не важно, кому юридически принадлежит тот кусок колбасы или сыра, который он купит в магазине по соседству. Он заинтересован в одном - в цене. А прокатившаяся по России волна сделок по слиянию крупных торговых сетей может привести только к одному: в отсутствие конкуренции цены в магазинах могут еще больше вырасти. Именно на это нацелены все торговые монстры. Когда в сфере торговли продуктами и товарами первой необходимости остается всего несколько крупных игроков - гигантов ретейла, конкуренция снижается до минимальных значений. Ведь легче договориться, осуществить так называемый ценовой сговор, когда вас 3-4, а не когда вас 100 и больше игроков.

Нужно ли россиянам на фоне многолетнего снижения реальных располагаемых доходов, чтобы цены на продукты продолжали расти? Чтобы картошка по цене опережала экзотические фрукты, как происходит сегодня, и дело здесь не только в неурожае? Нет, конечно! Но наши чиновники надеются на «ручное» регулирование цен, что может привести только к дефициту и расцвету черного рынка, а не на жесткие законодательные требования. Увы, в законе о защите конкуренции не прописаны четкие условия. И потому сделки по слиянию и поглощению, угрожающие нарушить баланс на потребительском рынке, заключаются с завидной регулярностью. А страдает рядовой потребитель.

Евгений Александров.

Источник