Грезы о «великой депрессии»

Наиболее популярные версии - это прогнозы оптимистичные. Но иногда играют и в «ужастики» - пугают граждан предсказаниями экономического апокалипсиса, в чем тоже есть хитрый смысл.

В первом квартале 2023 года может разразиться новый глобальный кризис, для России он обернется падением экономики, ускорением инфляции, девальвацией рубля, порадовали на днях граждан специалисты Банка России. Они сообщили, что грядет падение спроса и мировых цен на нефть - до 40 долларов за баррель, что сильно ударит по доходам бюджета. Соответственно, ВВП снизится на 1,4-2,4%, а ключевая ставка подскочит до 8,3-9,3%.

Тут, правда, можно сразу попросить «астрологов» из ЦБ отделить мух от котлет: уровень цен на нефть - это почти стихия, гримасы мирового рынка. А вот ключевая ставка - это не явление природы, а дело рук непосредственно Э. Набиуллиной и ее подчиненных. Этой ставкой можно пользоваться и по-дурному, на что в последнее время жалуются в бизнес-сообществе, а можно и по уму - тогда она станет инструментом борьбы с кризисом. По уму, однако, пока не получается. Поэтому кредиты в РФ дорожают, падает производство, но взахлеб богатеют банки и их владельцы.

В 2021 году в топ-10 крупнейших по активам российских банков большинство показали кратный рост чистой прибыли. Финансовый результат банкиров растет на фоне увеличения как процентных, так и комиссионных доходов. Прибыль Сбербанка, по оценкам экспертов, может составить более 1 трлн рублей. Уже в 4,1 раза выросла чистая прибыль у ВТБ, в 2,7 раза - у ГПБ, в 9,3 раза - у РСХБ...

«По итогам 2021 года российский банковский сектор может получить 2 триллиона рублей чистой прибыли» - это тоже цитата из прогноза ЦБ, только не мрачного, а другого. Любопытно, как сочетаются два столь разных предсказания в головах руководства Центробанка?

Идем дальше. Готовя проект кредитно-денежной политики на 2022-2024 годы, эксперты ЦБ смоделировали три возможных сценария ситуации в экономике на выбор: усиление пандемии, глобальная инфляция и финансовый кризис. Дескать, государствам пришлось серьезно увеличить расходы на борьбу с ковидом, что обернулось резким ростом глобального долга. Мир может погрузиться на несколько лет во тьму «великой депрессии», экономического спада из-за общего дисбаланса мировой экономики. Даже так!

О пандемии разговор отдельный. Да, в мире обсуждают вероятность четвертой волны, но, что примечательно, власти Москвы совсем недавно бодро докладывали о снижении заболеваемости.

«...количество вновь выявленных больных коронавирусом и госпитализаций пациентов продолжает снижаться», - сообщал Сергей Собянин. Но не прошло и месяца, как московские власти с тревожными лицами заговорили о четвертой волне. С какого бодуна? У них появились новые аргументы и факты? Так представьте их общественности! Но нет, все бездоказательно, под честное слово. Если не считать бредовых «экспертных утверждений», что москвичи стали меньше носить маски. Похоже, наши чиновники людей совсем за дураков держат.

«Чтобы говорить о новом кризисе, надо констатировать, что мы вышли из предыдущего, - отмечает экономист Валентин Катасонов. - Что значит выйти из предыдущего кризиса - это выйти, по крайней мере, на ту точку развития, которая была до этого падения. До сих пор мы до этой точки не дошли. Когда я говорю мы, я имею в виду весь мир, поэтому мне и странно слышать, что будет еще какой-то кризис».

Действительно, в прошлом году, по данным МВФ, валовой внутренний продукт всех стран мира сократился на 3,2%. В некоторых странах даже доходило до 10% - Италия, Испания, кое-где было немного ниже нуля, у некоторых был плюс - это Китай. То есть речь о хронической болезни мировой экономики, а не о каком-то взрывном процессе.

«Россия в кризисе 30 лет, ведь мы, к примеру, не вернулись даже к показателям ВВП времен РСФСР. И если брать ближайший спад 2008-2009 годов, то и его последствия до сих пор не преодолены», - утверждает В. Катасонов.

«Говорить о «великой и ужасной депрессии» не приходится, - уверен экономист Никита Кричевский. - Доллар, например, давно хоронят, еще с 1935 года, но запас прочности у мировых валют достаточный и никто не допустит нового глобального обвала. Если будут какие-то локальные потрясения, то их достаточно быстро купируют финансовые и политические власти развитого мира, в первую очередь Америки и Евросоюза, я уж не говорю о Китае. Будет тяжело, будет неприятно, но чтобы весь мир на годы погрузился во тьму - такого не будет».

Тогда вопрос: на чьем поле играет наш Центробанк, пугая экономической катастрофой? «ЦБ со своими криками «волки, волки!» изображает бурную деятельность, - говорит Н. Кричевский. - Будет глобальный кризис или нет, никому не известно, но если что, такие аналитики скажут: «А мы предсказывали».

Думается, не все так просто. В экономике РФ давно ничего хорошего не происходит. Отдельные всплески активности имеют краткосрочный характер и приносят лишь узкокорпоративные гешефты - главным образом в финансовой сфере. А социально-экономический кризис нарастает и рано или поздно затронет внутриполитическую сферу. Но реальных механизмов противостоять ему у правительства нет, точнее, там этими инструментами не владеют.

Поэтому экономическим властям необходимо на черный день найти, на кого свалить вину и ответственность - на мировой кризис, - и под тем же предлогом придержать резервы, чтобы отчитаться перед Кремлем, мол, имеется подушка безопасности. Резервы просто гигантские: на 1 сентября 2021 года золотовалютные запасы России достигли рекордной суммы - 618 млрд долларов!

Но пока эта кубышка лежит под семью замками и не работает на страну, с каждым следующим днем экономика РФ будет приближаться ко дню черному. Без всяких «великих депрессий».

Григорий Алексеев.

Источник