Эффективным менеджерам не по силам

Аналитиками Российского экономического университета им. Плеханова была озвучена другая цифра - 16% инфляции на социально значимые товары. На фоне их утверждений резким диссонансом выглядят заявления главы Минэкономразвития Максима Решетникова, который отметил, что министерство видит тренд на снижение инфляции. Дескать, в месячном выражении с 1 по 28 июня рост потребительских цен замедлился по сравнению с маем. Хитро у них там считают, если инфляционный рост с 6 до 6,5% - это «замедление»!

«Рост цен на базовые продукты питания - это пандемией не объяснишь, - заявил президент России на совещании по экономическим вопросам с членами правительства еще в декабре. - Сахарный песок - почему цены-то выросли на 71,5 процента? А подсолнечное масло - на 23,8 процента, мука - на 12,9, макаронные изделия - 10,5, хлеб и хлебобулочные изделия - на 6,3 процента - это-то почему?.. Я жду от вас не просто предложений на заданную тему, а конкретных мер и сроков, в которые эти меры должны быть приняты, и, самое главное, должен быть достигнут результат».

После выволочки президента чиновники засуетились. Был утвержден целый пакет мер, которые должны были сдержать рост цен на социально значимые продукты. В пакете том для стабилизации цен на муку и хлеб присутствовали ограничения на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Для мукомолов ввели субсидии на возмещение части затрат на покупку ими пшеницы. Для стабилизации цен на подсолнечное масло премьер подписал постановление об увеличении экспортной пошлины на семена подсолнечника и рапса.

Минсельхоз, Минпромторг, крупнейшие торговые сети и производители подписали соглашения о снижении и поддержании цен на сахар-песок и подсолнечное масло. Как заявлял министр сельского хозяйства, отпускная цена производителей на сахар составит 36 рублей за 1 кг, на подсолнечное масло - 95 рублей. Эти цены будут действовать до 1 апреля 2021 года.

Торговлю тоже хотели «построить». «Наша прямая ответственность - это крупные федеральные и региональные сети. С ними мы достигли понимания по предельным розничным ценам. Это, соответственно, 46 рублей за килограмм сахара и 110 рублей за литр подсолнечного масла», - заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. То есть сетям разрешили наценки в пределах 10-15 рублей за кило, чтобы их владельцы с голода не померли. Ну и еще много чего в том пакете напридумывали.

И вот прошло более шести месяцев, но усилия правительства по сдерживанию инфляции к успеху не привели.

На фоне такой беспомощности представители разных ветвей власти стали предлагать свои варианты спасения. Депутат Госдумы Вера Ганзя предложила вернуться к советской системе ценообразования.

Важнейшее требование в СССР к ценообразованию заключалось в приближении цены к стоимости товара. Цена на внутреннем рынке устанавливалась по сложному алгоритму. Существовали классы товаров и услуг, цена на которые была значительно ниже себестоимости по идеологическим соображениям или по соображениям практической политики. Это стоимость коммунальных услуг, проезда, бензина. Стоимость социальных товаров: хлеба, молока, сахара, соли, круп. Детская одежда была очень дешевой. Государство просто продавало эти товары себе в убыток.

Однако с той поры много утекло воды и квалифицированных кадров. И очень сомнительно, чтобы сегодняшние «эффективные менеджеры» смогли бы освоить те советские алгоритмы. Скажем, бывший глава Минэкономразвития, а нынче помощник президента по вопросам экономики Максим Орешкин заявил, что замедлить рост цен на продукты поможет... конкуренция! Это называется «открыл Америку»! И еще «придумал» выстраивать долгосрочное предсказуемое регулирование, потому что именно такое регулирование ведет к инвестиционной активности. А что, собственно, мешало Орешкину включить и конкуренцию, и регулирование, когда он был главой Минэкономразвития?!

А наставник М. Орешкина, глава Минфина А. Силуанов считает, что в России не действует административное регулирование цен. Мол, надо использовать рыночные механизмы.

К сведению Силуанова, системы регулирования цен успешно работают и в Европе, и в США - в самых рыночных экономиках. Когда речь идет о социально значимых продуктах, в развитых странах включаются особые механизмы регулирования для поддержки малообеспеченных граждан.

Интересно, когда в 90-х наши либералы лепили российский рынок по западным образцам, почему они не использовали этот опыт?! Или, как всегда, квалификации не хватило?

Григорий Алексеев.

Источник