Госдолг Беларуси обвалился из-за инцидента с Ryanair. Будет ли дефолт?

Цены на долларовые еврооблигации Беларуси после вынужденной посадки в Минске самолета Ryanair упали до уровня осени 2020 года, когда в стране проходили массовые протесты. В этой ситуации, как полагают эксперты, возможности республики по рефинансированию внешних долгов напрямую связаны с Россией.

Может ли Минск рассчитывать на российский рынок и что ждет белорусский госдолг – разбирался корреспондент uabeer.com Никита Чикунов.

Выпуск долларовых облигаций Беларуси с погашением в 2031 году подешевел на 2,7 процентного пункта в понедельник, 24 мая. Об этом говорится в обзоре инвестиционного банка "ВТБ Капитал".

Свое падение десятилетние облигации продолжили во вторник, 25 мая. Они снизились до 90,94% от номинальной стоимости. Последний раз на таком уровне белорусские ценные бумаги торговались в сентябре 2020 года, когда в республике проходили масштабные протестные акции.

Нынешнее снижение цен связано с усилением политических рисков из-за вынужденной посадки самолета Ryanair. Американские и европейские держатели (которые суммарно владеют 83% белорусских облигаций – uabeer.com), опасаясь возможного введения санкций против Минска, стали от них избавляться.

Однако, вопреки сообщениям СМИ, эта ситуация не приведет к тому, что Беларусь будет увеличивать выплаты по уже размещенным еврооблигациям (соответственно, терять деньги), замечает старший аналитик "Альпари Евразия" Вадим Иосуб.

Однако, добавляет экономист, геополитическая напряженность ограничивает доступ белорусского правительства к международному рынку займов – разместить на нем новые облигации будет проблематично по причине низкого спроса.

В ближайшей перспективе никаких новых размещений на Западе не будет, подтверждает профессор Белорусского государственного университета, экономист Михаил Ковалев. Последний крупный заем там республика взяла в июне 2020 года — на $1,25 млрд.

Сейчас возможности Беларуси по рефинансированию внешних долгов связаны только с Россией, считает Вадим Иосуб.

"Все возможные развороты в сторону России уже произошли. С середины 2020 года никакого сотрудничества по заимствованиям с мировым рынком у Беларуси не было. Страны Запада нам средств не предоставляли и не планируют этого делать. Россия де-факто единственный кредитор Минска. Я имею в виду межгосударственные кредиты, кредиты со стороны российских банков и ЕАБР", — говорит эксперт.

Он напоминает, что в середине мая президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ о размещении в России облигаций на 100 млрд российских рублей ($1,4 млрд – uabeer.com) для "рефинансирования внешнего государственного долга" (на 1 апреля госдолг составлял $18,1 млрд – uabeer.com). До этого – в 2019 году – Минск размещал на российском рынке гособлигации на 10 млрд руб. ($135 млн).

При этом Вадим Иосуб сомневается, что все выпущенные облигации будут раскуплены инвесторами. По сравнению с международным рынком в России меньше инвестиционных фондов и компаний, готовых предоставить свои средства.

"Вряд ли Беларусь получит такие деньги в России. Тогда наши возможности по рефинансированию уменьшатся. Эти возможности и сейчас значительно сокращены из-за сужения базы потенциальных кредиторов", — прогнозирует Вадим Иосуб.

Однако острой потребности в рефинансировании внешнего долга у Минска нет, считает директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Михаил Николаев. Выплаты по госдолгу (около $3,3 млрд в 2021 году – uabeer.com) могут быть полностью покрыты за счет накопленных валютных остатков – это избавит страну от необходимости привлечения зарубежных средств.

Для международного рынка Беларусь всегда была добросовестным заемщиком. Республика никогда не опаздывала с платежами и платила высокие проценты держателям еврооблигаций, говорит директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец.

Как только вся история с задержанием оппозиционера осядет, мировой финансовый рынок будет готов одалживать деньги Беларуси под разумные проценты. Через какое-то время международные финансовые рынки снова откроются: все заходят заработать на белорусском госдолге, объясняет он.

В любом случае у Минска есть возможности для заимствования денег на альтернативных площадках: в России, у стран Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, замечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.

Источник