О культе наличности

В докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, посвященном потребительскому и сберегательному поведению граждан, утверждается, что в 2020 году граждане снимали со счетов доллары и прятали их под матрас. Но вдруг интерес сменился и в кубышках стали стремительно накапливаться наличные рубли.

В 2020 году объем наличной массы в экономике России вырос до 12,5 трлн рублей, что всерьез обеспокоило Центробанк и правительство. Бумажные деньги приносят им слишком много проблем, прежде всего из-за финансирования теневого сектора экономики. При операциях с наличностью, когда деньги переходят из рук в руки, бдительное око налоговых служб слепнет, а теневой сектор, экономя на налогах, стремительно расширяется. И все больше прибылей идет мимо бюджета. Возникла стратегическая задача обнулить оборот наличных.

Банкам тоже выгодна безналичка - можно экономить на операционных издержках, не проводить инкассацию, регистрацию и учет средств. Можно больше зарабатывать на комиссии за проведение операций и на абонентском обслуживании.

Известный экономист Валентин Катасонов указывает и более глубинные мотивы властей по переходу с купюр на «цифру». По его мнению, таким образом можно привести граждан в «безналичный рай», где все трансакции будут прозрачны, а человека с «неправильным» (нелояльным!) поведением государство легко сумеет наказать, блокировав ему все счета. Мрачная утопия!

Ряд экспертов считает, что именно стремление вырваться из этого «рая» - в смысле «безналичного ада» - и толкает многих снимать рубли с банковских счетов и расплачиваться только купюрами. Вовсе не случайно эта волна зародилась в 2020-м, когда в стране ввели дополнительный контроль над оборотом наличных, пытаясь отслеживать каждый шаг граждан. Зато расцвело недоверие к властям, которым население уже боится доверять свои деньги. Результат - граждане начали перекачивать денежную массу себе в карманы. Так, мол, надежнее...

Павел Максимов.

Источник