Психология управления: 7 признаков современного лидера

Это не шаманское заклинание и не название лекарственного средства. Это аббревиатура, которую американские военные использовали в 90-е годы для обозначения непростой, турбулентной ситуации на Востоке. Обстановка отличалась волатильностью (V, volatility), высоким уровнем неопределенности (U, uncertainty), сложностью (С, complexity) и противоречивостью (A, ambiguity).

Сегодня мы все попали в VUCA реальность. Это новая нормальность, в которой оказался и государственный аппарат, и корпорации, и предприниматели. В старый мир, где «все просто и знакомо» нам уже не вернуться (только если на всей планете отключат интернет). Опыта, на который можно было бы опереться, нет. Эпидемиологическая ситуация 2020 года только обострила трансформационные процессы. Можно сломаться, можно зажмуриться и перетерпеть, а можно выйти из бифуркации чемпионом. Как? Давайте разбираться.

Этот сложный психологический термин — главное, что определяет современное лидера.

Внутренний локус контроля — это установка, предполагающая, что происходящее в вашей жизни и работе, зависит в основном от вас. Это глубокая убежденность в том, что вы режиссер своей жизни, а события на сцене — результат каждого вашего решения, выбора и усилий, а не внешних обстоятельств, таких как «ретроградный меркурий» или «нас не предупредили».

Умение взять ответственность на себя — главное на сегодня качество лидера, более значимое, нежели харизма, умение мотивировать свою команду и «вести за собой».

Бывало ли у вас состояние, что вы можете сдвинуть горы? Вы отлично себе чувствуете физически, эмоционально, горите какой-то идеей и готовы сделать максимум, чтобы ее воплотить? Это было ресурсное состояние. По статистике, мы пребываем в нем всего десятую часть времени. Остальное время даже лучшие из нас находятся не на пике эффективности, а в энергосберегающем режиме.

Самая очевидная дорога в ресурсное состояние лежит через физику: спорт (особенно кардионагрузки), йога, режим сна, питание, дыхание. Не зря на Iron Man едут целыми советами директоров.

Социальный интеллект – это не интеллект социума, как можно было бы подумать. Это психологический конструкт, включающий способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным и невербальным проявлениям. Это умение распознавать манипуляции, направленные на вас, и успешно их отражать, это способность выбрать галстук, уместный для данного формата встречи и умение распознать ложь собеседника, это уровень эмпатии к визави и собственное умение выражать чувства.

Социальный интеллект даже важнее для управленца, чем узкие профессиональные навыки.

Неопределенность дискомфортна для психики человека, это фактор стресса. Потребность знать, что ждет нас в обозримом будущем, — вариант проявления инстинкта самосохранения, заложенный эволюцией. Мозгу спокойно и хорошо, когда он может предположить, что ожидает его хозяина в следующий момент и за следующим поворотом.

Большинство людей в популяции не терпимы к неопределенности. Но современные реалии непредсказуемостью полны. В них лидером становится тот, кто не просто терпим к неопределенности, а любит ее, ощущает интерес и приятное волнение, если не знает, что будет дальше.

Настоящий лидер подбирает себе сильную команду, работая с которой сам становится сильнее. Он заинтересован в постоянном росте каждого из команды, воспринимая усиление подчиненных не как потенциальную угрозу своей позиции, а как усиление потенциала проекта. Втягивать в свою орбиту общения людей ярких, интересных, мотивирующих, вдохновляющих своим примером, добившихся успехов в важной для вас сфере — необходимый скилл современного лидера. Чтобы привлечь таких людей, вы сами должны быть для них интересны и привлекательны. Подумайте, чем?

Автоматизмы – это действия, которые мы совершаем, не задумываясь, «на автомате». Какие-то их них полезны — особенно те, которые мы нарабатывали специально и осознанно (например, вождение автомобиля или удар в теннисе), но большинство автоматизмов сложились стихийно, несколько раз сработав, закрепились и теперь присутствуют в нашей жизни. Велика вероятность, что они успели устареть и уже не являются оптимальными. Ломайте автоматизмы, начиная с самых мелких — например, всю следующую неделю попробуйте чистить зубы левой рукой и посмотрите, что будет.

Это способность системы (будь то человек, бизнес или целая страна), выходить из кризиса сильнее, сложнее и совершеннее, чем была до него.

По классификации Нассима Талеба существует 3 типа систем.

Хрупкие системы не выдерживают первой же турбулентной ситуации, ломаются и идут ко дну. Так идет ко дну бумажный кораблик, попавший в серьезный шторм, или несетевая эко-кофейня в центре Москвы после месяцев карантина.

Стабильные системы никак не реагируют на ситуацию кризиса — ни взлетом, ни падением, для них изменения контекста безразличны. Это деревянное бревно, с которым в шторм ничего не случится — оно останется на плаву, как остаются на плаву нефтяные госгиганты даже во времена цунами.

Антихрупкая же система подобна серферу, который во время того же шторма не просто пытается остаться наплаву, но берет доску и покоряет волны.

Лидер сегодняшнего дня — такой серфер. Достичь антихрупкости самому и построить антихрупкую архитектуру бизнес-процессов — новая лидерская сверхзадача.

Освоению этого навыка посвящен курс повышения квалификации «Психология Лидерства. Антихрупкость», который запускает Президентская Академия в апреле 2021.

Кристина Иваненко,

кандидат психологических наук,

доцент РАНХиГС при Президенте РФ,

преподаватель программ МВА и EMBA,

Источник