Семь мудрецов на сельхозрынке

А разогнали ее цены на плодоовощную продукцию. Стоимость лука, огурцов, картофеля и моркови выросла на 5-8%, помидоров - на 15%. А в годовом выражении цены у аграриев поднялись на 16%.

Цифрам этим сопутствуют два обстоятельства. Первое - власти еще в декабре пытались остановить цены, подписав жесткие соглашения с производителями и торговыми сетями, однако это ничего не остановило. Второе тревожнее: уважаемые аналитики отрасли излагают причины удорожания, но представляют очень разные версии, из которых если и можно сложить какой-то общий пазл, то лишь картинку о высоком уровне хаоса в умах специалистов.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» С. Суверов утверждает: «Причины удорожания продуктов можно найти без труда, в число факторов входят девальвация рубля, реальная стоимость которого упала почти на 15%, и слабая конкуренция на внутреннем рынке».

«Все стороны в цепочке от производства до продажи товара постараются продолжить извлекать наибольшую выгоду на человеческой трагедии, - подчеркивает руководитель аналитического отдела компании AMarkets Артем Деев. - В январе даже торговцы жизненно необходимыми лекарствами пересчитали свои чеки - стоимость обыкновенного аспирина выросла почти на 2 процента».

«Действия, которые РФ предпринимает на мировом рынке зерна, ограничивая экспорт, пугают потребителей, приводят к росту цен, - заявил президент Российского зернового союза А. Злочевский. - Сезон стартовал с цены на российскую пшеницу 220 долларов за тонну, сегодня она - 285 долларов. Что повлияло? По нашим оценкам, 30-40 процентов - это вклад общих мировых трендов, остальное - наши ограничения на экспорт».

Но всех переплюнул глава Мин­экономразвития М. Решетников. Он заявил, что резкий рост цен на продукты вызван обвалом рубля и ультрамягкой денежно-кредитной политикой некоторых стран. То есть цены в наших магазинах накрутил проклятый Запад!

Но обвал рубля вызван политикой ЦБ и экономических властей, предпочитающих затыкать дыры в бюджете за счет конвертации нефтедолларов в обесцененные рубли. А кредитная политика ряда стран, может, и повысила спрос на биржевые товары (зерно!) и их стоимость, но инфляция-то на нашем внутреннем рынке! И адаптация цен - прямая задача правительства!

«Начался последовательный наезд на доходы крестьян. Ограничение цен вызывает у них справедливые вопросы: что сеять и в каких количествах, если это становится невыгодно? - поясняет кандидат экономических наук Игорь Абакумов. - Минсельхоз все решения принимает без аграриев, опираясь лишь на своих «экспертов». Получили и регулирование цен, которые все равно растут, и желание крестьян придержать продукты до лучших времен».

В притче о семи слепых мудрецах, определявших на ощупь, что такое слон, один потрогал его ухо, другой - ногу, третий - хвост. Результаты вышли соответствующие. Как и у нас в правительстве.

Павел Максимов.

Источник