Хлеб-то будет. Но за какую цену?

Хлеб-то будет. Но за какую цену?

Реагируют на него и чиновники, устанавливая заградительные пошлины для экспорта. Насколько это может помочь и поможет ли, разбирался «МН».

После установления предельных цен на сахар и подсолнечное масло пришла пора посмотреть и на другие важнейшие продукты питания.

Только в течение одной недели средние цены на пшеницу выросли на 3,5% - до 15,5 тысячи рублей за тонну, а за год - и вовсе до 50%. Это значит, уверяют эксперты рынка, что неминуемо подорожают производимые из зерна хлеб и другие изделия.

К примеру, макароны только за неделю середины января подорожали в среднем на 8%. На фоне того, что магазины просто затоварены «макарошками», выглядит это довольно странно. Но парадокс и перекос рынка в том, что рост цен на сырье, сдерживание продажи зерна фермерами неумолимо ведут к удорожанию того, что не должно дорожать в силу наблюдаемого избытка продукции.

Вполне ожидаемо, что наши чиновники заговорили теперь и о регулировании стоимости зерна и макаронных изделий. Похоже, и в этом сегменте нас ждет тот же самый предельный уровень цен. Однако можно ли считать такую политику выходом из ситуации?

- Нет, такими темпами мы неизбежно придем к недоброму механизму директивного назначения цен. А это приведет к дефициту и ко всем связанным с ним проблемам, которые мы помним еще со времен заката СССР, - считает эксперт продовольственного рынка кандидат экономических наук Галина Афанасьева.

Действительно, лиха беда начало! Сдерживание цен нерыночными методами хотят применить к таким продуктам, как яйца и картофель. Не обойдут вниманием и свеклу, также показавшую под занавес 2020 года чуть ли не 100% роста в цене - с 33 рублей в среднем за 1 кг до 55-60 рублей (в той же сети «Магнит»). Таким образом можно и гречку притормозить, и много чего еще, вплоть до всей продуктовой линейки...

Итак, уже с 15 февраля надо ждать «сюрпризов» с ценами на муку и хлеб. Дело в том, что на вывоз пшеницы будет установлена очень высокая пошлина - 25 евро за тонну. Через месяц ее размер могут увеличить в два раза. Конечно, это оставит на внутреннем рынке России куда больше зерна и муки, чем остается сегодня. Но беда в том, что до этого срока в середине февраля продавцы и так максимально вздернут зерновые цены. Так что толку от пошлин будет не больше, чем от козла молока.

По данным экспертов, на зерновом рынке России сегодня работают около сотни тысяч участников. Их заставят цены на зерно в ближайшее время существенно снизить. Но затоваривание зерном приведет многих из них к разорению.

А у большинства людей в России продолжает падать покупательная способность, и семьи с низкими доходами все равно, условно говоря, не станут покупать пять булок вместо двух. Так что, похоже, нерыночные методы регулирования в конечном итоге особого счастья россиянам не принесут.

В идеале, конечно, рост цен должен сопровождаться и ростом доходов населения. Но здесь мы видим обратный процесс, очень опасный для социальной сферы.

Евгений Малякин.

Источник