Внешние цены и внутреннее пользование

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса - филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России (ЦДУ ТЭК), с 16 по 22 декабря выпуск бензина в России увеличился на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей, однако при этом его поставки на внутренний рынок снизились на 2,2%, а запасы на НПЗ и нефтебазах - на 3,6%. Выходит, товара у нас производят больше, а продают меньше?! Это такая извращенная экономика на топливном рынке РФ или тут чьи-то происки - Америки, ОПЕК, неизвестных врагов?

Очевидно, что чем меньше бензина продается внутри страны (и больше утекает за кордоны), тем цена его в России выше. А лоббисты топливных компаний мамой клянутся, что хозяева и рады бы торговать на родине по дешевке, но неписаные законы рынка не позволяют. Мол, мировые цены на нефть выросли в начале года почти на 10%, до 56 долларов за баррель. А курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтяных компаний еще более выгодным, и плевать им, что для российских потребителей стоимость топлива растет.

Деньги-то не пахнут - ни нефтью, ни бензином. Где выгоднее, там и торгуем. С точки зрения оголтелого капитализма все логично, но абсолютно непатриотично. Хотя какое, собственно, извлечение сверхприбылей имеет отношение к патриотизму?

Уточним. И нефтяные компании, и перерабатывающие заводы, и торговцы бензином пользуются ресурсами российских недр. А эти недра, согласно закону «О недрах» (ст. 1.2.), «являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Почему более жесткая и конкретная формулировка, например, «недра страны - собственность ее граждан», не попала в Конституцию 1993 года, авторы документа не хотят отвечать. Бывает. Но очевидно, что решающая роль в использовании этих природных богатств именно у государства. И его прямая задача, чтобы топливо в нефтяной державе продавалось гораздо дешевле, чем на международных рынках. Для блага населения, для развития экономики, для повышения конкурентоспособности страны!

У государства для этого имеются право и возможность принуждения. В смысле заставить крупный бизнес работать на благо России. Сейчас власти придумывают некие налоговые маневры для нефтяной отрасли, когда снижается экспортная пошлина и повышается налог на добычу полезных ископаемых. В результате цена на нефть для НПЗ возрастает, и, естественно, они хотят из более дорогой нефти производить более дорогие нефтепродукты, чтобы не оставаться в убытке.

Чтобы этому помешать, придумали механизм демпфирующей надбавки, когда государство доплачивает (!) нефтяникам, чтобы они не поднимали цены на внутреннем рынке. То есть услужливо компенсирует им прибыль, потерянную из-за продажи топлива не ТАМ, а ЗДЕСЬ.

Тут все просто: государство как владелец недр может жестко зафиксировать внутренние цены на топливо. Когда это делается на рынках продовольствия, производители могут перей­ти в другие секторы производства - с колбас на полуфабрикаты, с булок на торты, - отбив свои прибыли. А куда денется нефтянка, привязанная плотно к конкретным скважинам с конкретных месторождений?! Топливные компании крепко сидят на той же игле, что и российская экономика. И слезть с нее для них значит потерять все! Поэтому никуда не денутся и будут работать на страну и ее экономику. Если получат соответствующую и очень суровую команду.

Лаврентий Павлов.

Источник