Итоги года: денег много, толку мало

Итоги года: денег много, толку мало

И загадочный, и «предвещает стремление к ощущению гармонии и мира и, соответственно, к противостоянию внутренним конфликтам», и много чего еще. Хотя високосные редко бывают удачными.

А когда чертом из табакерки выпрыгнула в мир некая пандемия, карты смешались и получились мрачные сочетания. Знатоки сейчас соревнуются в прог­нозах: на сколько упадет за год ВВП, сократятся доходы и вырастет инфляция, упадет рубль и подпрыгнет доллар, как поведут себя цены на нефть и сколь вредными для РФ окажутся очередные санкции из-за бугра.

Вряд ли большинство граждан вдумывается в цифры Росстата, но на собственном опыте каждый ощущает острый дефицит позитива в одной из самых богатых стран мира. Зарплаты скукожились, покупать в магазинах стали меньше, но денег оставлять там нужно больше.

А выводы специалистов звучат все тревожнее.

«Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие, - отмечает известный бизнесмен Олег Дерипаска. - Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10-15 лет: под какой процент аграрный сектор имел возможность финансировать свои проекты». По его словам, аграрные компании получают кредиты не менее чем под 12% годовых, в связи с чем повышают цены. Он заявил, что ни министры, ни фермеры, ни предприниматели «чуда не смогут сделать, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».

Самое удивительное, что и у государства, и у банков достаточно денег для кредитования реального производства, но эти ресурсы спрятаны под замок.

«Фонд национального благосостояния стоит нераспечатанным, его объем даже вырос по сравнению с мартом - началом апреля, там сейчас около 14 триллионов рублей, - утверждает завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. - С весны у нас не снизились и золотовалютные резервы - они составляют 600 миллиардов долларов. Словом, кубышка, созданная на черный день, осталась нетронутой. Видимо, в понимании властей черный день еще не наступил».

Ценное замечание про «понимание властей»: то ли чиновникам на больших должностях выдают специальные розовые очки, чтобы действительность представлялась им благополучной и радостной, то ли они научились просто не обращать внимания на нынешние российские реалии.

«Меры, которые принимали правительство и ЦБ, считаю недостаточными, - подчеркивает доктор экономических наук Игорь Николаев. - Российские власти просто пожадничали, если проводить сравнение с теми шагами, которые предпринимали другие страны. У нас объемы поддержки граждан и бизнеса (в процентном отношении к ВВП) были где-то в два-три раза меньше, чем на Западе. И эта сегодняшняя прижимистость может выйти боком, когда экономика будет выходить из кризиса».

Самое удивительное при этом, что на фоне падения ВВП и сокращения производства активы российских банков за 11 месяцев выросли на 15 трлн рублей, перешагнув отметку в 100 трлн! Так быстро банковский рынок не рос у нас с кризисного 2014 года. Потрясающая закономерность - экономика падает, банки растут!

«Наши банки разучились кредитовать реальный сектор, а это - по любому учебнику - их главная функция, - утверждает академик РАН Сергей Глазьев. - Доля кредитов на инвестиции в производственной сфере - не более 5%! У нас объем валютных резервов в три раза больше денежной базы, то есть рубль - самая обеспеченная национальная валюта. И когда его называют самой «слабой» среди стран «двадцатки», это звучит абсурдом! Но ЦБ отдал курс на произвол спекулянтам, и он стал самым волатильным. И общие макроэкономические условия по-прежнему очень тяжелые».

«На начало ноября в рамках мер поддержки страны мира потратили 12 триллионов долларов, у нас же, если брать прямые бюджетные расходы, выходит чуть более 4 триллионов рублей, - отмечает Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития. - Но важнее качество поддержки: куда что попало, кому досталось. Половина тех, кто нуждался в помощи, ее не получили. Остается также вопрос, какие меры будут продлены в 2021 году. Мораторий на банкротство продлен до 7 января - замечательно. А дальше-то что? Каждое пятое предприятие, начиная с января, не будет в состоянии платить налоги и страховые взносы, находится под риском банкротства».

Известно, что качество управленцев нагляднее всего проявляется в ситуациях кризисных, экстремальных. Сумеют быстро найти единственно правильное решение - достойны командовать. Если не сумеют - освободите место более умелым.

Нашествие пандемии в 2020-м и стало для нашего правительства неким тестом на квалификацию, который наши министры, к сожалению, не выдержали. Хотя имели на руках сильные козыри в виде огромных финансовых ресурсов. И этот едва ли не главный итог года должен подсказать очень серь­езные решения.

Григорий Алексеев.

Источник