Сладкая жизнь заканчивается?

Сладкая жизнь заканчивается?

Сахар в магазинах начал ощутимо подрастать в цене. Наученные горьким опытом старшие поколения бросились затовариваться впрок этим долгоиграющим продуктом. А по законам рынка ажиотажный спрос и скупка сахара мешками только подстегивают галоп ценообразования.

Конечно, чиновникам срочно пришлось выступить с привычной им ролью оптимистов. Так, на днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) успокоила нас: дефицита сахара не ожидается. Однако служба оговорилась, что «продолжает следить за ситуацией на рынке этой продукции на предмет установления обоснованных цен».

Если перевести эти слова заместителя руководителя ФАС Павла Заборщикова с казенного на более внятный язык, то получится следующее: чиновники будут стараться всеми силами тормозить растущие ценовые аппетиты продавцов сахара.

Получится ли это у них? Пессимисты говорят, что вряд ли. Взлетевшие цены на гречку и растительное масло тому подтверждение. Как тогда верить тому, что и сахар не составит им компанию?

Конечно, можно прекраснодушно успокоиться и поверить заявлениям столоначальников, что, мол, «собранного урожая сахарной свеклы текущего года будет достаточно для производства необходимого для внутреннего потребления сахара». Можно утешаться и тем наблюдением ФАС, что за последние пять лет по сравнению с другими продовольственными товарами потребительские цены на сахар показывали отрицательную динамику. А в 2019-2020 годах цены достигли минимальных значений за последние семь лет. Но можно вспомнить народную мудрость: сколько ни повторяй «халва, халва», а во рту слаще не станет.

Интересен вопрос: а почему низкие цены не удалось удержать? Огромные запасы сахара и очень низкий уровень цен в 2019 году на сахар и сахарную свеклу сыграли злую шутку с продавцами и производителями (ну а потом и с нами, потребителями). Ведь затоваривание всегда ведет к сокращению производства. А еще и «низкая рентабельность производства по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами, помимо перепроизводства продукции, привели к сокращению посевных площадей», - пояснили в ФАС.

Нынешнюю низкую урожайность сахарной свеклы подстегнули плохие погодные условия.

В общем, ситуация не нова, конечно. И Минсельхоз России даже знает, как ее можно исправить. Например, эксперты считают, что можно ввести пониженную ставку импортной пошлины для квотированного объема ввоза сахара в Россию. Это поможет, как считают в ведомстве, стабилизировать внутренние цены.

Скептики махнули рукой на увещевания ФАС. С одной стороны, никому не хочется нагнетать панику вокруг дефицита сахара и роста цен. И без того социально-экономическая ситуация в стране не ахти какая, а тут еще и вся, еще недавно недорогая выпечка подорожает! Чем прикажете людям заедать горести жизни?

Но, с другой стороны, суровая правда, по словам скептиков-пессимистов, находится прямо в официальных документах Минсельхоза. Там по итогам мониторинга рынка сахара выяснили: за год цена на сахар у производителей выросла не на 14%, а почти на 71%. То есть, если говорить про деньги, с 20,4 руб. за килограмм до 37,9 руб/кг. Так что подскок розничной цены сладкого продукта вполне как бы оправдан...

Самое обидное, что эта очередная беда, как у нас часто бывает, увы, носит вполне рукотворный характер. Разве не Минсельхоз после рекордного урожая прошлого года рекомендовал производителям сократить посевные площади?! И сделал это не от большого ума, а лишь потому, как говорят знающие люди, что наш сахар очень плохо торгуется на внешних рынках. Значит, по логике чиновников, выращивать нужно то, что хорошо экспортируется. И, само собой, красиво рисуется в отчетах начальству.

И вот это желание бюрократов пустить «сахарную пыль» в глаза привело к закономерному результату - заметному росту цен на сахар. А по горькому нашему опыту мы знаем: вряд ли теперь эти цены вернутся на прежний уровень...

Евгений Малякин.

Источник