Богатства леса уходят в пустоту

Богатства леса уходят в пустоту

О переработке сырья, что увеличило бы его конечную стоимость многократно, наши чиновники только рассуждают. А между тем тот же лес можно использовать очень рачительно, как настоящие хозяева. И не только в плане продажи древесины.

Чрезмерное регулирование по принципу «как бы чего не вышло» привело к тому, что даже грибы и ягоды у нас стали собирать чуть ли не под надзором участкового. А ведь миллионы гектаров российского леса - это величайшая кладовая пищевых ресурсов, которыми можно накормить страну.

Вспомните, как во времена СССР в каждом лесном районе страны работали заготовительные конторы. Собрал излишки грибов и ягод? Милости просим сдавать их по разумной цене и без всякого бюрократического «геморроя». Почему бы эту систему не ввести сегодня, коли уж страна пытается возрождать лучшие разумные советские экономические практики?

В общем, согласно Лесному кодексу, сегодня продающие ягоды или грибы бабульки являются преступницами. А ведь итог этой разрушительной политики печален: в последнее время Россия особенно щедро закупает за границей… ягоды и грибы! Это аналогично тому, как если бы мы начали закупать в ближнем зарубежье нефть и газ…

Даже неспециалисты скажут, что, помимо орехов и грибов с ягодами, в лесах можно заготавливать в промышленных масштабах живицу, пробку, лекарственные растения.

Возьмем грибы. В среднем за год их собирают по стране в централизованном порядке (без учета частных сборщиков) около 65 тонн на площади 30 тысяч га. Эти гектары арендовали 25 организаций, которые и занимаются таким сбором. На первый взгляд, немало. Но разделим эти 65 тысяч килограммов грибов на 140 миллионов едоков - это ж считанные граммы, слезы…

И почему не 25 тысяч организаций выращивают на необъятных просторах лесов, лесных лугов и болот полезные ягоды, грибы и прочие лесные деликатесы? Не потому ли, что новый Лесной кодекс составляли ушлые лоббисты, которых интересовали только вопросы земельного владения? А бизнесом при таком законодательстве занимаются лишь совсем уж отчаянные люди…

По статистике, сбором лесных даров больше всего заняты в Калужской области и Северной Осетии (по 1,5 тонны заготовленных грибов на регион). Но это же очень мало! В других, лесных, кстати, регионах, и говорить не о чем.

А вот лесную ягоду в России собирают чуть больше 30 заготовителей. В аренде у них 6 тысяч га угодий в восьми регионах страны. В среднем берут на всю страну 54-56 тонн. Поделим 54 000 кг на 140 миллионов граждан РФ - так это те же горькие слезы!..

Не так давно глава Комитета Госдумы по природным ресурсам депутат Николай Николаев заявлял, что наши грибы и ягоды не просто «лучшие в мире»: «Это не менее богатый для страны ресурс, чем нефть или газ. Именно поэтому необходимо вернуть заготконторы и дать людям возможность зарабатывать, вернув в лес потребкооперацию».

Итак, до чиновников постепенно стало доходить, что не только «люди - наша новая нефть». Значит, действительно пора создавать широкую и эффективную сеть заготовительных контор по всей России. Для этого уже есть база - потребительские и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства. Им надо будет закупать не только ягоды, грибы и орехи, но и семена, березовый сок, бересту, хворост, тростник и лапник.

И еще важно, чтобы доходы от продажи дикорастущих даров природы, от разводимых в лесах растений, орехов, ягод не облагались налогами, чтобы эта отрасль могла возродиться хотя бы до уровня развития времен СССР.

Уверен, мы могли бы получать огромные деньги, предлагая на мировом рынке знаменитые кедровые орехи из Сибири, и одновременно обеспечить занятость жителей удаленных таежных поселений. Пока же наш уникальный орех за гроши отправляется в Китай, ну а тот с огромной выгодой делает поставки по всему миру.

В общем, дефицит лесных даров на наших прилавках - это нонсенс. И, конечно, невозможно изменить ситуацию, если мы будем собирать грибы и ягоды как наши далекие предки, то есть вручную. Необходимо развивать современные технологии сбора лесных и полевых богатств.

Евгений Малякин.

Источник