Проблема не в росте безработицы, а в уменьшении зарплаты
На эти и другие животрепещущие вопросы отвечают наши эксперты.
доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества:
- На фоне общего падения мировой экономики дела у нас обстоят не так уж плохо. В той же Америке, например, в апреле-мае обвал экономики составил 16%, а товарооборота - 14,5. Безработица здесь достигла 23%. Но потом она пошла на спад. Обуздать ее удалось, повысив на 13% реальные доходы населения.
Помощь правительства оказалась своевременной и весомой. Но западная экономика более сложная, чем российская. У нас же экономика устойчивее, так как примитивнее: табуретку гораздо сложнее сломать, чем стул на тонких ножках.
В России главный удар пришелся на малый и средний бизнес. Он сейчас находится в крайне тяжелом положении, так как количество потребителей сокращается. Если в парикмахерские после отмены самоизоляции люди не пошли, а побежали, то рестораторы радовались только первые две недели после открытия заведений.
Сейчас остро стоит вопрос о том, удастся ли бизнесу оптимизировать издержки. До кризиса арендные ставки были высокими, а помещения, в которых располагались многие фирмы, - дорогими в обслуживании. Каждый хозяйствующий субъект завязан на отношениях с подрядчиками, поставщиками, арендаторами, потребителями. Как они выстроятся в новую систему - вопрос, на который нет пока ответа.
Чтобы бизнесу оптимизировать издержки, государство должно напрочь забыть про налоги, особенно про НДС. Правительству следовало бы подсчитать, какой объем налоговых выплат поступил от мелкого бизнеса - микрокомпаний, небольших предприятий, ипэшников, - и вернуть им хотя бы половину. Чтобы малый бизнес выжил, надо либо выдать кучу денег населению, чтобы подхлестнуть спрос, либо частично снять нагрузку - налоговую и административную - с предпринимателей.
Если 12 лет назад безработица особенно сильно ударила по крупным компаниям, а мелкий и средний бизнес сохранился почти в том же объеме, то сейчас жизнеспособность именно этого сегмента оказалась подкошенной.
профессор, доктор экономических наук:
- На мой взгляд, существенного ухудшения экономической ситуации в России осенью не будет. В 2018 году было 3,8 миллиона безработных, в 2019-м - 3,6. Ну а сейчас будет 4 миллиона или чуть больше. Но ведь не 10 миллионов - именно эта цифра может быть критической.
Но ориентироваться на показатель безработицы при анализе экономической ситуации не стоит. Потому что снижение уровня безработицы в прошлом году было связано с тем, что трудоспособное население России сокращается.
Сейчас увеличение числа безработных связано с пандемией и частично с тем, что повысился пенсионный возраст. Но в мегаполисах свободных рабочих мест по-прежнему будет немало. А вот в слабоурбанизированных регионах и без того низкий уровень занятости опустится еще.
Когда некоторые эксперты утверждают, что уровень безработицы в сфере услуг будет самым большим, а в строительном комплексе ее не будет, они не понимают реалий современного рынка труда. В абсолютных цифрах сфера услуг, торговля как были востребованы, так и останутся таковыми, сколько там работало людей, столько и останется. А в строительстве у нас работают в основном не россияне, а мигранты из стран СНГ, гастарбайтеры.
Другое дело, что руководители многих предприятий станут больше оформлять своих сотрудников на минимальную оплату труда, а большую часть зарплаты станут выдавать в конвертах либо отправлять их в длительный неоплачиваемый отпуск - человек фактически не работает, но в статистику по безработице не попадает. В результате у нас будет скрытая безработица, серая заработная плата, а теневой сектор станет расти. Проблема же не в росте безработицы, а в уменьшении заработной платы до очень низких показателей, когда работать станет менее выгодно, чем получать пособие по безработице.
научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, вице-президент Высшего Экономического Общества России:
- Осенью продолжится стагнация в экономике, но она будет достаточно плавной. Потому что цены на нефть, на мой взгляд, будут расти. Никакого голода, никаких голодных бунтов не нужно ожидать - потому что нас давно уже спасают наши шесть соток, многие уже запаслись на осень и зиму овощами и фруктами, законсервировали их. Только бы холодильники не отказали - на покупку нового денег у многих просто нет, да и не будет.
По поводу безработицы - я уверен, что будет ее значительный рост в малом и среднем бизнесе, который вообще станет сужаться, как шагреневая кожа. Особенно общепит, сфера торговли и бытовых услуг. Эти сферы катастрофическая безработица ожидает, тем, кто занят в них просто надо новые профессии обретать. А вот в госсекторе большого роста безработицы не будет.
Кого точно не ждет безработица - это психологов. Профессия психолога осенью будет востребована, но оплачиваться при этом она будет скромнее.
Подготовил
Андрей Князев.
Фото: YOUTUBE.COM,
Читайте также
- Samsung разрабатывает смартфон с уникальной складной системой
- В течение года объем торгов на украинском фондовом рынке вырос почти на 10% – НКЦБФР
- Лучшие страны для инвестиционной миграции — Индекс недвижимости-2022
- Какие услуги сервисных центров МВД можно получить онлайн
- Обмен USDT на Тинькофф: мифы и реальность