В Москве исчезают кафе и фитнес-центры

В Москве исчезают кафе и фитнес-центры

Кто не пережил карантин и как предприниматели собираются выживать в эпоху повального безденежья? Все ли сделало государство, для того чтобы помочь малому бизнесу в этой сфере?

Уютный ресторанчик недалеко от станции метро «Преображенская площадь» появился несколько лет назад и даже имел некоторый успех. Весной, как и все предприятия общепита, он закрылся. «В других местах персонал просто увольняют или отправляют в неоплачиваемый отпуск. У меня официантка - двоюродная сестра, бармен - сын бывшего одноклассника. Своих родных и знакомых никак не уволишь, приходится платить им хоть какую-то зарплату», - сокрушается Рустем, хозяин заведения.

В июне, когда разрешили открыть общепит, ресторанчик остался закрытым. «У меня каждый месяц платеж по аренде - почти миллион, - говорит Рустем.- В апреле удалось договориться с хозяином, он снизил цену, но только на два месяца. В июне я ему опять должен. Конечно, можно взять кредит. Но где гарантия, что через месяц-два будет чем его гасить? Деньги у людей вряд ли появятся», - рассуждает хозяин кафе. Вероятно, он отдаст последние личные средства за аренду (иначе суд!), заплатит сотрудникам (родственников не кинешь!) и закроет бизнес. Чем будет заниматься дальше, даже не представляет...

- Проблема в том, что эта ситуация не признана форс-мажором, поэтому просто перестать платить аренду невозможно, - говорит эксперт Ассоциации рестораторов России Андрей Голубев. - А вот продать ресторанный бизнес сейчас практически невозможно.

По первым, пока неточным данным, в столице 23 июня не открылись 112 заведений общепита. «Реально их будет больше. Просто сейчас большинство все еще пытается хоть как-то выжить, но получится это только у крупных игроков рынка», - считает Голубев.

Фитнес-центры, которых, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии, в городе было 1100, тоже открылись. Но к работе приступили далеко не все. Только половина из них пригласила клиентов в свои залы. Остальные, ознакомившись с требованиями Роспотребнадзора, решили, что вести бизнес себе в убыток.

Алина Князева, старший менеджер фитнес-центра на востоке Москвы, говорит, что требования санитарных служб выполнить очень сложно.

«Теперь на каждого посетителя должно выделяться 4 квадратных метра. Это значит, что половину беговых дорожек или велотренажеров мы должны выключить. А это невозможно - именно в кардиозоне больше всего посетителей, по вечерам здесь очередь стоит», - говорит Алина.

Таким образом, придется вводить предварительную запись. «Уже понятно, что легко записаться можно будет только на дневные часы. Утром и вечером, в самое активное время, мы сможем принять максимум человек 20. А остальным придется предлагать прийти через неделю-другую. Кого устроят такие условия? При этом надо ограничивать время посещения. Один час занятий, и всех выгонять? Это несерьезно», - говорит Алина.

Она до сих пор не знает ответа на вопрос, как возвращать деньги за клубные карты. «Как и любой другой бизнес, мы не можем сослаться на форс-мажор, потому что официально чрезвычайного положения объявлено не было. Такого понятия, как «карантин», в юридической практике не существует. Получается, мы сами виноваты в происходящем. Любой клиент может потребовать свои деньги обратно в суде, и мы будем обязаны их вернуть», - рассказывает Алина.

К сожалению, многие предприниматели по тем или иным, причем вполне объективным причинам, так и не смогли воспользоваться программой государственной поддержки. Так будут ли власти Москвы и других российских городов, где наверняка возникнут такие же проблемы, спасать дело, которым занимаются тысячи законопослушных граждан, поверивших власти и начавших свой маленький бизнес? Очень хочется верить, что этих людей не бросят на произвол судьбы.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK,

Источник