Субботин - о будущем села, интеграции и рынке России

Предвыборная кампания идет в Беларуси, невзирая ни на какие дрязги и проблемы, в том числе пандемию коронавируса. Президент Александр Лукашенко, как и обещал, не только заменил премьер-министра Сергея Румаса, но и порядком обновил состав правительства.

Теперь держать ответ за дела на селе как в отношениях с Россией, так и в интеграционных объединениях предстоит новому заместителю премьер-министра Александру Субботину. За спиной у доктора наук не только опыт преподавателя, но и серьезные должности как в белорусских властных эшелонах, так и в Евразийской экономической комиссии.

Как правительство будет решать накопившиеся в аграрной отрасли проблемы, идти по пути интеграции в Союзном государстве и Евразийском экономическом союзе, смотрите и читайте в большом интервью с вице-премьером на uabeer.com.

"Мы, конечно, поступили очень правильно, не закрыв предприятия. Сейчас их открыть и запустить в работу было бы практически невозможно. Потому что каждое предприятие имеет несколько десятков поставщиков из-за рубежа, а может, и несколько сотен", – считает белорусский вице-премьер.

По его словам, разорвать связи между предприятиями можно за несколько часов, но потом пришлось бы их долго восстанавливать. Поэтому предприятия работали с запасами комплектующих и просили не останавливать работу своих партнеров.

Субботин обратил внимание, что в условиях пандемии все рынки сжимаются, а белорусская экономика при этом глубоко интегрирована в международные торговые связи.

"Начинается мировой экономический кризис, и я думаю, что будет очень непросто. Спрос (на белорусские товары – uabeer.com) падает за счет падения потребления. Мы, конечно, будем восстанавливаться и делать это максимально быстро, несмотря на происходящее во всем мире", – считает он.

По его мнению, "человек всегда будет требовать еды, базовые потребности у него тоже будут. Для того чтобы что-то вырастить, нужен и комбайн, и трактор, поэтому наш товар все равно будет востребован. Мы останемся на рынке и, конечно, попробуем расширить свою нишу".

"Мы все только входим в кризис. Одним из локомотивов, который подтянет вверх, и будет сельское хозяйство. Именно в этом году и зима такая мягкая, и осадков много, и тепло. Сельское хозяйство, в отличие от всех, плюсует 4% по своему производству", – подчеркнул Субботин.

Белорусское сельское хозяйство обеспечивает экспорт отечественной продукции на сумму около 6 миллиардов долларов. При этом в нем есть целый комплекс накопившихся за годы проблем, в том числе убыточные предприятия, которые, возможно, стоит закрыть.

Александр Субботин признает, что это действительно непростой вопрос, но предлагает представить ситуацию, в которой "вы или ваши родители работают на убыточном предприятии. И его просто отрезать хирургически и просанировать, а вас выбросить на улицу".

Поэтому, если одномоментно убрать предприятие, затем исчезнут магазин, почта, медицинские объекты – и, как следствие, исчезнет очень много населенных пунктов.

Субботин напомнил, что есть указы президента, которые позволяют сейчас санировать убыточные аграрные предприятия, снизить их кредитную нагрузку, в свою очередь это приводит к тому, что часть из них постепенно выходит из тяжелой ситуации.

Присоединение таких предприятий к успешным хозяйствам он объясняет тем, что будущее все равно за крупнотоварным производством и это один из возможных путей спасения.

"Мы все равно придем к тому, что будут крупные структуры, как агрокомбинат "Дзержинский", как "Беловежский", как "1-я Минская птицефабрика". Они успешно работают и могут поглотить еще какие-то убыточные предприятия и продолжить работать, дав им толчок и увеличив тем самым свою сырьевую зону", – перечислил плюсы такого подхода заместитель премьера.

По его мнению, еще одним путем развития сельского хозяйства в Беларуси является частная инициатива, фермерское хозяйство. Ощущается, что в нашей стране у людей все больше просыпается интерес к работе на земле.

"Мы начинаем возрождать внутри каждого из нас "хозяина" на земле (как во времена Столыпина). Это будет вторая огромная сила, которая позволит агропромышленному комплексу стать еще более успешным", – предположил Субботин.

По его словам, в нашей стране достаточно примеров успешных фермерских хозяйств, как среди мелких, так и среди крупных. Поэтому его задача как вице-премьера состоит в том, чтобы это из отдельных примеров стало устоявшейся практикой.

При этом он считает, что вопрос о том, почему люди не остаются на селе, является риторическим. Ведь все, кто его задают, сами в деревню не едут и не планируют.

"Я всегда экстраполировал это на себя, как должно все сложиться, чтобы я остался. Человеку нужны достойная зарплата и условия: чтобы был дом, детский сад, то есть инфраструктура. Качество жизни определяется в первую очередь доступностью медицинской помощи и хорошим образованием", – считает Александр Субботин.

По его мнению, на селе одно цепляется за другое: если начнет развиваться агропромышленный комплекс, начнут поступать деньги на предприятие и в населенные пункты, то и они расцветут. Все выстроится само, если людям дать возможность и не мешать работать.

"Один философ сказал: деньги нельзя есть. Поэтому каждая страна в той или иной степени все равно дотирует сельское хозяйство, потому что это элемент национальной безопасности", – обратил особое внимание вице-премьер.

При этом он признает наличие проблем с финансовой дисциплиной у предприятий аграрного сектора. Зачастую предприятия не возвращают или задерживают кредиты. Этот вопрос касается в том числе "воспитания" руководителей хозяйств, ведь некоторых не нужно к этому приучать.

"Любовью к сельскому хозяйству и чрезмерной опекой мы немного избаловали некоторых руководителей. Кто-то надеется на следующую помощь, кто-то не собирается отдавать кредит, потому что в следующем году опять можно попросить, и это порочный круг", – констатировал Субботин.

"Когда-то я был главным ветеринарным врачом в Беларуси. В то время мы работали с 64 странами: открывали рынки для торговли сельскохозяйственной продукцией. Торговали где-то более успешно, а где-то менее успешно. Я не занимался этой тематикой буквально два года, а мы вышли уже на рынки 92 стран", – отметил успехи вице-премьер.

Субботин признает, что большинство рынков далеко не такие премиальные, как российский, не такие удобные по логистике и, как говорят аграрии, "не такие проходные по цене".

"Вместе с тем, имея полку на рынке, проще ее расширить, чем входить с нуля. Поэтому стратегически важно выходить на рынки стран, рекламировать свой товар, завоевывать потребителя и потом уже начинать работать, исходя из конъюнктуры на мировых рынках", – уверен он.

Беларусь в настоящее время участвует в двух масштабных интеграционных объединениях на постсоветском пространстве: Союзное государство и Евразийский экономический союз. Не нужно забывать и Содружество Независимых Государств.

"Союзное государство – более интегрированная площадка, глубже продуманная, и даже исторически она более обоснована к интеграции", – считает заместитель премьер-министра.

По его словам, коллеги из Казахстана, Кыргызстана и Армении "смотрят с надеждой на Союзное государство и оценивают, как там все идет в плане интеграции, чтобы потом быстрее или медленнее идти на интеграцию в ЕАЭС".

При этом Александр Субботин уверен, что похожим образом обстоят дела и в тех странах, которые только думают о вступлении в Евразийский экономический союз.

"Я всегда придерживался позиции, что Союзное государство – некая экспериментальная площадка, пилотный проект того, что можно сделать на более крупной территории пяти стран", – пояснил он.

Белорусский вице-премьер напомнил, что есть союзные программы в промышленности, аграрном секторе и даже образовательные. На всю пятерку (ЕАЭС) можно тиражировать позитивный опыт.

По его мнению, между двумя интеграционными объединениями нет никаких противоречий, поэтому "одно плавно вытекает из другого".

Жизнеспособность совместных белорусско-российских предприятий и дальнейшее их развитие являются индикатором глубины интеграции в Союзном государстве.

"Если они будут умирать и не будут жизнеспособны, значит, у нас и союза как такового нет", – сказал белорусский вице-премьер.

По его словам, сейчас в промышленности идут точно такие же войны за рынки и влияние, как и в молочной, и мясной отрасли. Ни для кого не секрет, что основная борьба ведется за рынок России. Потому что он самый большой и емкий, как для "двойки", так и для "пятерки".

"Есть такие монстры в хорошем смысле этого слова, как "Ростсельмаш", завод в Санкт-Петербурге, который выпускает "Кировцы", а у нас МТЗ, Гомсельмаш. Каждый все равно преследует свои интересы. Находясь в своем союзе, в котором всем хватит места для торговли, мы выбираем одну нишу и начинаем за нее друг с другом сражаться и выталкивать с рынка", – обозначил проблему Александр Субботин.

По его мнению, нужно договариваться, чтобы каждый производитель работал в своем секторе, тогда все больше заработают. Это поможет развить и собственные, и совместные предприятия.

"Это и есть путь перехода от согласованной политики в аграрном секторе и промышленности к единой политике. Должен быть координационный центр, пускай он не будет полностью управлять процессами, но можно сделать по аналогии Европейского союза, и он будет отвечать за инновационные дела", – предложил заместитель главы правительства.

При этом он считает, что такой центр может не только стать площадкой для переговоров, но и синхронизировать работу промышленных предприятий, в том числе и "делить рынок".

"Кто-то делает маленькие трактора, кто-то средние, кто-то – энергонасыщенные. Это поделить логично: у кого какие компетенции есть. Это еще один повод делать беспрепятственной торговлю своей продукцией на всей территории союза", – предложил Александр Субботин.

По его словам, в Евразийской экономической комиссии разрабатывается карта компетенций, которая позволит понять, где в ЕАЭС какие предприятия выпускают лучшую продукцию. Это позволит экономить деньги на научных исследованиях, в привлечении технологий за границами союза.

"Это один из шагов к единой промышленной политике. В аграрном секторе то же самое. На "пятерку" была сформирована стратегия возможного развития агропромышленного комплекса на 2021, 2022 год и так далее", – рассказал он.

При этом обратил внимание, что на территории ЕАЭС таким образом выявили недопроизводство. Например, в 2021 году не хватит 1 миллиона тонн молока, и его нужно будет откуда-то завозить.

"Так зачем ставить барьеры белорусскому молоку, когда у нас нехватка на рынке? Мы разложили все по цифрам и посмотрели, чего у нас в достатке и чего не хватает", – пояснил Александр Субботин.

Еще одна задача, вытекающая из этого: как выстроить логистические цепочки со складами хранения, чтобы вся наша продукция равномерно распределялась на территории ЕАЭС, хранилась и нигде не было дефицита.

При этом вице-премьер подчеркнул, что есть проект создания отдельной Евразийской логистической компании, которая будет иметь свою сеть складов, быстрые транспортные коридоры. Это позволит снимать напряжение в регионах, где есть перепроизводство продуктов, и заполнять ниши там, где ощущается недостаток.

"Это достаточно непростой эволюционный процесс, всегда есть кто-то, кто против, кто хочет сохранить на рынке дефицит того или иного товара, чтобы поиграть на ценовом факторе и заработать", – обозначил проблемы он.

По его словам, они носят рамочный характер и актуализируют и сублимируют то, что мы делали и должны были сделать в ближайшее время. Просто это перекладывается на бумагу.

"Это все равно делалось: были эти карты или не были. Мы их (предложения – uabeer.com) собрали в единые документы, создали рабочую группу и в этом направлении двигаемся", – отметил Александр Субботин.

При этом он выразил уверенность, что движение по дорожным картам будет в любом случае, даже если они станут называться иначе. Они также могут рассматриваться отдельно, а не комплексно, хотя это немного сложнее.

Официальный Минск активно участвует в развитии ЕАЭС, но постоянно акцентирует внимание на таком вопросе, как наличие изъятий в энергетической сфере и том, как это повлияет на дальнейшую интеграцию.

"Если бы все знали ответ на этот вопрос, то не было бы никаких проблем", – пошутил Субботин. При этом он обратил внимание, что дедлайном для создания единых энергетических рынков был определен 2025 год.

По его словам, в экономическом плане это самый ощутимый и болезненный вопрос, но, помимо него, существуют и рынки рабочей силы, услуг, аграрный и промышленный. Все существующие вопросы решаются с переменным успехом.

Касаясь вопроса цены на газ, который поднимался Минском неоднократно в последнее время, он выразил уверенность: "Мы договоримся. Это мое глубокое убеждение. Всегда договаривались".

"Интеграция идет, несмотря на то, что мы про нее меньше говорим. Мое глубокое убеждение, что очень много хороших вещей делается правительствами наших стран: "двойки" и "пятерки". Наша беда в том, что мы не умеем себя показывать", – признал вице-премьер.

Причем он обратил внимание, что обычный человек, когда работает на заводе или в поле, многие вещи воспринимает как само собой разумеющееся.

В качестве примера Александр Субботин привел ситуацию, что до пандемии коронавируса никто даже не осознавал, как просто и свободно можно было приехать в Россию и Беларусь, не оформляя визу или какие-то дополнительные документы. Возможность свободно работать в Беларуси и России воспринималась людьми как сама собой разумеющаяся вещь.

Источник