Богатые поделятся с бедными?

Обращение главы государства к гражданам России началось с объявления ближайшей недели нерабочей, чтобы предотвратить угрозу быстрого распространения инфекции. Однако все остальные изменения, анонсированные президентом, оказались значительно более долгосрочными.

«Сейчас мы обязаны сделать все, чтобы поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях, - сказал президент. - Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю в два раза, с 30 до 15%, снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка останется прежней, 30%. Обращаю внимание: пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а, что называется, вдолгую, на перспективу».

Помимо долгосрочных мер поддержки планируются и временные. Например, президент предложил предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев компаниям малого и среднего бизнеса. Им же - отсрочку по выплате банковских кредитов.

Понятно, что сокращение налоговых поступлений неминуемо приведет к падению доходов бюджетной системы страны, хотя и без этого бюджет несет большие потери из-за экономического спада, закрытия предприятий, обвала нефтяных цен. «Проблема коронавируса и его распространения, остановка целого ряда производств, нарушение производственных цепочек приведут к тому, что мы в этом году, скорее всего, не будем иметь экономического роста. Сейчас прогнозы уточняются, вероятно, будет снижение ВВП», - сообщил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин на встрече с сенаторами, состоявшейся на прошлой неделе.

Частично восполнить бюджетные потери решено за счет повышения налогов на состоятельных сооте­чественников, которые, по словам президента, должны проявить общественную солидарность перед лицом новых угроз.

Владимир Путин предложил все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшоры, обложить «адекватным налогом в 15%». «Сейчас две трети таких средств, а, по сути, это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, мягко говоря, несправедливо», - заявил президент.

Путин подчеркнул, что все дополнительные поступления в бюджет, которые будут получены в результате выполнения заявленных мер, будут направлены на финансирование мер поддержки семей с детьми, на помощь людям, столкнувшимся с безработицей или оказавшимся на больничном. По словам президента, «именно в такой солидарности и заключается сила общества».

Теперь, после озвученных главой государства налоговых инициатив, нашим богачам поневоле придется раскошелиться. Вряд ли они осмелятся игнорировать волю президента.

Вспомним, попытки надавить на крупный бизнес, заставить его делиться со страной делались и раньше. Например, летом 2018 г. Андрей Белоусов, в то время занимавший пост помощника президента, предложил изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний порядка 514 млрд рублей «сверхдоходов», которые экспортеры получают от ослабления рубля. Главная цель такого маневра, по словам Белоусова, заключалась в более равномерном распределении налоговой нагрузки. Однако тогда из инициативы высокопоставленного чиновника ничего не вышло. Бизнес-сообщество во главе с его «генштабом» - Российским союзом промышленников и предпринимателей - встретило предложение помощника президента в штыки.

Однако теперь ситуация другая. Власть не может спасовать перед вирусом, допустить коллапс экономики и социальный взрыв. Так что на этот раз нашим денежным мешкам, очевидно, придется поделиться «нажитым непосильным трудом», продемонстрировать «социальную ответственность бизнеса».

Многие сейчас задаются вопросом: последуют ли за предложенной президентом налоговой реформой другие, более радикальные меры? Например, будет ли наконец введена прогрессивная шкала налогообложения, существующая во всех развитых странах?

В самом деле, почему высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры госкорпораций с их многомиллионными доходами платят те же 13% НДФЛ, что и люди, с трудом сводящие концы с концами?

Попытки ввести прогрессивную шкалу неоднократно предпринимались на законодательном уровне. Еще в 2018 г. фракция Госдумы от КПРФ подготовила законопроект о введении в стране с 1 января 2019 г. прогрессивной шкалы НДФЛ. Предлагалось установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для тех, чьи доходы составляют менее 100 тыс. рублей в год, для лиц с доходами свыше 3 млн рублей - повышенные ставки НДФЛ от 15 до 25% в зависимости от суммы доходов. Однако Дума не поддержала этот почин. Если ввести «прогрессивку», богатые уведут свои доходы в тень - так выглядит главный аргумент критиков прогрессивной шкалы. Довод крайне сомнительный. Если параллельно с введением «прогрессивки» ужесточить меры уголовного преследования богатых «уклонистов», большинство из них предпочтет поделиться с государством, чем оказаться на нарах.

Георгий Палашевский.

Источник