Лейкозному молоку дали зеленый свет
Молочной продукции станет больше, но ее свойства могут ухудшиться.
Продукты, сделанные из инфицированного лейкемией молока, перестанут быть редкостью на прилавках из-за недавней отмены ограничений по приему молока-сырья из хозяйств, в которых выявили больных лейкозом животных.
Стоит ли россиянам в связи этим отказываться от потребления молочной продукции или оставить неизменными свои гастрономические привычки, попыталась понять корреспондент «МН».
8 августа 2019 года пять государств, входящих в Таможенный союз, подписались под изменениями в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», которые вступили в действие спустя шесть месяцев - в феврале 2020-го.
Среди прочих поправок было решено исключить из техрегламента Приложение №5 «Требования, предъявляемые к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота, и сырым сливкам».
В нем указывалось, что к обращению допускаются сырые молоко и сливки, «полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных». Если же в животноводческом хозяйстве выявляли хоть одну «лейкозную» буренку, ему разрешено было продавать свое молоко минимум через 12 месяцев после излечения рогатых пациентов.
- Даже если фермер содержал больных коров в отдельном стойле и на реализацию привозил молоко от здоровых коров, заводы могли не принять у него продукцию на том основании, что хозяйство было внесено ветеринарами, грубо говоря, в черный список, - рассказала «МН» директор департамента по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит. - Попадание в такой список могло лишить фермера субсидий на литр товарного молока, которые сельхозпроизводителям выделяют и федеральные, и местные власти. С отменой Приложения №5 риски по отъему субсидий у малых и средних животноводческих хозяйств значительно снизились.
Мария Жебит заверила, что из-за отмены ограничений фермеры не перестанут бороться с лейкозом крупного рогатого скота (КРС), а переработчики не станут безоглядно брать в переработку любое молоко.
По словам представителя Союзмолока, больные животные не выгодны их хозяевам: лейкоз снижает продуктивность скота и приходится избавляться от дорогих, но больных рогатых. Также в России действует система «Меркурий», позволяющая контролировать сельхозпродукцию на любом этапе ее производства, и в этой системе отмечаются статусы хозяйств по болезням.
- В нашей стране безопасность молочной продукции регулируется ветеринарным законодательством и нормативными документами Минсельхоза, направленными на профилактику и борьбу с лейкозом КРС. Работу по выбраковке и замене животных невозможно провести быстро - на это требуются финансовые вливания и со стороны государства, и со стороны самих хозяйств, но если фермер не сможет продать молоко, ему нечем будет платить зарплату работникам и не на что будет содержать даже здоровый скот. Безусловно, стремиться к полностью здоровому стаду в целом по стране нужно, но не путем лишения малых предприятий в селах и деревнях поддержки или обрекая их на закрытие.
В России (в отличие от некоторых штатов США и ряда стран ЕС) запрещено производить продукты из сырого молока, поэтому на заводах его в обязательном порядке пастеризуют. «Вирус лейкоза погибает при 60 градусах, и обработанное таким образом молоко безопасно для потребителя. Это официально подтверждают и в Минздраве», - добавила Мария Жебит.
Мнение производителей молока о законодательных послаблениях понятно. Однако не все готовы согласиться с ним, поэтому споры вокруг молока, полученного от больных буренок, не утихают уже много лет. Из сугубо ветеринарной проблема превратилась в общемедицинскую.
Среди тех, кто не верит в абсолютную безопасность лейкозного молока, - доктор наук, академик РАН, профессор руководитель научного направления ВНИИ экспериментальной ветеринарии им. К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко Михаил Гулюкин. Он считает, что лейкозное молоко оказывает влияние на рост онкологических заболеваний у людей.
- У больных лейкозом коров в тканях и молоке накапливаются лейкозные клетки и продукты метаболизма, обладающие канцерогенными свойствами. Следовательно, люди, особенно дети, потребляющие продукты, полученные от больных лейкозом коров, подвергаются опасности получить опухолевые заболевания, - говорит эксперт.
Еще в начале нулевых ученые предположили, что даже после тепловой обработки клетки, пораженные вирусом бычьего лейкоза (ВБЛ), сохраняют активность. В ходе одного исследования были протестированы 257 образцов крови человека, 74% из них имели антитела к вирусу лейкоза КРС.
Ученые пока не могут точно оценить, насколько это опасно для человека, но уверяют, что иммунной системе это точно на пользу не идет: ведь где фиксируются, например, бруцеллез и сибирская язва у животных, там эти болезни возникают и у людей. Является ли лейкоз коров исключением? Может ли белок ВБЛ встраиваться в человеческую ДНК, изменять ее клеточный метаболизм и вызывать мутации соматических клеток?
В процессе развития онкозаболевания (а ВБЛ запускает процесс образования опухолей в тканях и органах коров) в организме животного накапливаются вредные вещества - токсины. Если, как заверяют нас, нельзя заболеть лейкозом от пастеризованного лейкозного молока, подорвут ли наше здоровье токсины?
Большой вопрос: остается ли вирус лейкоза в кефире, твороге, йогурте и сыре, технология производства которых не предполагает жесткой термической обработки? Да, говорят, что кисломолочные продукты изготавливаются только из молока здоровых коров и Госветслужба строго за этим следит. Но мы же плавали - знаем, как у нас все контролируется…
В общем, чем больше вопросов без ответов, тем меньше у людей желания подвергать себя даже гипотетической опасности.
По данным Минсельхоза за март 2020 года, около 15% поголовья КРС в России может быть инфицировано ВБЛ. При этом в 2015 году ген возбудителя лейкоза был выявлен у каждой третьей буренки. Сегодняшние цифры обнадеживают. У нас уже есть регионы, полностью свободные от лейкоза КРС: Свердловская, Ленинградская, Вологодская области. Активную борьбу с вирусом ведут хозяйства Алтая, Мордовии, Тюменской и Курганской областей, Пермского края и др.
- Считается, что вирус лейкоза коров не вызывает лейкоза у человека, то есть обладает видовой специфичностью, - говорит ректор Казанской академии ветеринарной медицины Рустам Равилов. - Большинство специалистов считают, что пить такое молоко после пастеризации можно, у и меня как потребителя страха нет. Но дам ли я такое молоко своему ребенку? Если у меня будет выбор, нет.
Вопрос в том, что мы никогда не узнаем, из какого сырья сделан любимый многими напиток - из чистого молока или зараженного. Пастеризация всех уравняет. Раньше хоть техрегламент Таможенного союза пытался встать на пути «больного» молока. Теперь и этот бастион пал.
Знать, что ты пьешь сам и даешь ребенку лейкозное молоко, как минимум, неприятно. Остается надеяться, что все-таки правы те, кто считает его безопасным… Как бы там ни было, здоровье граждан надо сохранять, а не прикрывать болезнь, которая то ли опасна для человека, то ли нет.
Елена Казанцева.
Читайте также
- Samsung разрабатывает смартфон с уникальной складной системой
- В течение года объем торгов на украинском фондовом рынке вырос почти на 10% – НКЦБФР
- Лучшие страны для инвестиционной миграции — Индекс недвижимости-2022
- Какие услуги сервисных центров МВД можно получить онлайн
- Обмен USDT на Тинькофф: мифы и реальность