Ослабление рубля поднимает зарплаты в экономике
Четыре года назад, в марте 2016 года, я обсуждал с одним из своих бывших слушателей ситуацию в экономике страны.
22 января того года курс доллара вышел, как теперь уже очевидно, на абсолютный исторический максимум — 83,59 рубля. Спустя месяц слушатель открыл пошив одежды — первый бизнес в своей жизни. А ещё через месяц стало понятно, что нужно было уже увеличивать арендные площади, искать дополнительный персонал, а нанятым ранее работникам поднимать зарплату, чтобы их удержать.
Одежда, которую он шьет, по цене и качеству оказалась более привлекательной, чем товары из Турции и Бангладеш, то есть он стал продавать свою продукцию даже по более низкой цене, чем аналогичные товары до подорожания ключевых иностранных валют.
Когда курс доллара США пошел вниз, это создало дополнительную конкуренцию для бизнеса, и полтора года назад, общаясь со слушателем, я чувствовал, что он переживает. Полагаю, что нынешнее повышение курса американской валюты поможет его бизнесу обрести «второе дыхание».
Как мы видим, ослабление рубля ведет к созданию новых рабочих мест, повышению зарплат, росту производства отечественной продукции, которая оказывалась более выгодной по цене, чем импортная.
Эта история всплывает в моей памяти каждый раз, когда я слышу, что в стране «кризис, который вызван падением цен на нефть и девальвацией рубля».
В настоящее время мы имеем дело с резким движением стоимости рубля, а Саудовская Аравия уже ищет возможности договориться с Россией. Нефть уходит с минимумов года на ожиданиях заключения сделки.
Конечно, в экономике будут происходит серьезные структурные изменения, но прежде всего — из-за технологий. Инновации оставляют тысячи людей ежедневно без работы по профессии: им нужно будет дополнительно обучаться или менять полностью профиль своей трудовой деятельности вне зависимости от своего возраста. Таковы реалии современной мировой экономики.
Повышение курса доллара ведет к тому, что те, кто зарабатывает на продаже импортных товаров, на выездном туризме, столкнутся с тем, что не будет той ситуации, о которой сейчас говорят некоторые эксперты, предрекая рост цен на 15%-20%. Это, даже сами по себе, уже завышенные цифры, принимая во внимание то, что с учетом коррекции рубль просел не более чем на 15% на текущий момент. Но главное в другом.
Любой производитель совершенно естественным образом стремится поднять цены и заработать по максимуму на своих товарах и услугах. При этом он может пытаться обосновать это ростом затрат и целым рядом причин. Но рынок — это механизм, в котором именно он, а не производитель, и не покупатель устанавливает цену: если первому интересен безостановочный рост цен, то второму нужно такое же безостановочное удешевление. А в итоге любой производитель знает, что есть рядом еще игроки на рынке, которые, если он поднимет цены, будут стремиться перетянуть покупателей к себе за счет более низкой цены.
Конечно, есть те товары, которые могут сильно подорожать, и далеко не только и не столько и не настолько, как это происходит с курсом доллара. В каждом случае — это отдельный разговор о структуре рынка, о конкуренции на нем, о большой или малой склонности потребителя искать другие возможности по цене/качеству.
Абсолютное большинство товаров существует на рынках, где есть немало игроков, а также есть те компании, которые готовы предложить различные альтернативы. Поэтому предсказывать в целом рост цен по значительному числу товаров в экономике было бы безответственно.
Совершенно естественно, что в любой стране общество хочет, чтобы росли зарплаты, благосостояние. Однако зарплаты могут расти только в одном случае: когда специалисты находятся на том сегменте рынка труда, где спрос на их услуги заметно начинает превышать предложение. Это же происходит, когда внутри России есть возможность создавать производства, чья продукция побеждает в конкурентной борьбе за рубль потребителя с аналогичными товарами из десятков стран мира. Ослабление рубля дает такой шанс. Идеального делового климата не бывает нигде, поэтому реально желающие сейчас открыть свой бизнес в России не упустят такую возможность.
Фундаментальное же значение имеют и экономические настроения субъектов рынка. Тот же владелец ткацкого производства, если бы в 2016 году поддался негативному настроению: «рубль падает — в экономике кризис», опустил бы руки, не создал бы рабочих мест, не дал бы зарплату десяткам семей. А ведь мог поддаться!
Ведь как и тогда, так и сейчас из «каждого утюга» можно слышать мнения «все рухнуло в экономике, все пропало». Это слышат и те, кто подумывает открыть бизнес и создать рабочие места, в том числе, и читающие эти строки. Но давайте обратимся к индикаторам настроений в бизнесе, как, например, популярный в мире индекс настроений менеджеров по закупке PMI — одни из самых верных показателей для инвесторов, куда пойдет та или иная экономика. И эти настроения — более важны, чем даже курс доллара, так как если они будут окрашены в пессимистические тона, то уже никакая стоимость американской валюты не поможет российской экономике.
Владислав Гинько,
экономист,
преподаватель РАНХиГС
при Президенте РФ.
Читайте также
- Samsung разрабатывает смартфон с уникальной складной системой
- В течение года объем торгов на украинском фондовом рынке вырос почти на 10% – НКЦБФР
- Лучшие страны для инвестиционной миграции — Индекс недвижимости-2022
- Какие услуги сервисных центров МВД можно получить онлайн
- Морские международные перевозки с «Транзит»