"Белнефтехим" о реверсе "Дружбы" в Польше: преодолен психологический барьер

МИНСК, 28 фев – uabeer.com. Стремление польской компании подготовить трубопровод "Дружба" для реверсных поставок нефти по своей территории открывает для Беларуси возможность вести переговоры, заявили в пресс-службе концерна "Белнефтехим".

Ранее в Вашингтоне после переговоров между представителем правительства Польши Петром Наимски и министром энергетики США Дэном Бруйетта стало известно о готовности Варшавы помочь Минску с поставками стратегического сырья.

"Мы вели переговоры с PERN по данному вопросу. И если ранее возможность использовать данное направление оценивалась как 50% на 50%, то сейчас есть результат этих переговоров – заявление польского оператора о возможности реверса", – отметили в "Белнефтехиме".

В концерне отмечают выгодность данного решения, потому что оно позволит снизить транспортные издержки при поставках нефти по данному маршруту. Теперь поставки подобным образом белорусская сторона может рассматривать детальнее.

Таким образом, для Беларуси открывается "еще одна дверь в мир альтернативных источников поставок нефти. Это меняет картину". "По сути, мы наблюдаем признаки тектонического сдвига на рынке нефти в Европе, которому способствовали не только коронавирус, но и позиция крупных российских игроков, направивших усилия белорусской стороны на поиск альтернативных источников", – выразили уверенность в концерне.

В "Белнефтехиме" констатировали, что поставки трубопроводным транспортом являются наиболее выгодным вариантом, после решения польской стороны поставщикам сырья станет интересным и белорусское направление.

"Технически реверс (в Беларуси – uabeer.com) возможен, теперь преодолен психологический барьер, и можно переходить в предметную плоскость – переговорам по поставкам нефти с использованием реверса", – резюмировали в пресс-службе концерна.

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Источник