Продавец слов: зачем Помпео приезжал в Беларусь?

Госсекретарь США Майк Помпео совершает масштабное турне по странам постсоветского пространства. Он заглянул в Киев и Минск, а затем направился в Центральную Азию – в Нур-Султан и Ташкент.

На Украине Помпео должен был прежде всего успокоить украинское руководство. А у Киева есть серьезные поводы для такого беспокойства. Активное использование украинской коррупционной темы в американской внутриполитической борьбе (а конкретно кампании Трампа против Байдена) дискредитирует украинский постмайданный государственный проект. А демонстративное пренебрежение президента Трампа интересами президента Зеленского приводит к тому, что Европа и Россия сближаются в целях купирования опасных украинских "хотелок" (например, Москва и Брюссель – а точнее Берлин – вместе принудили Киев подписать новое, вполне цивилизованное соглашение по транзиту российского газа в Европу).

Собственно, в ходе визита Помпео показал, что в Вашингтоне о киевских друзьях не забыли. Он тепло пообщался с Зеленским и назвал Украину "крепостью между Восточной Европой (которую Западная Европа уже считает оплотом авторитаризма – uabeer.com) и авторитаризмом (то есть Россией – uabeer.com)". Страной, "которая кормит европейцев" (любопытно, сколько десятых процента составляет объем украинского сельхозэкспорта в ЕС от объема сельхозрынка Евросоюза?) и "поддерживает трубы, которые обогревают Европу".

Но, с другой стороны, а почему бы и не сказать – ведь эти слова американцам ничего не стоят. А вот того, что стоит, Помпео не предложил – в частности, проигнорировал предложение Зеленского отправить американские компании на разработку нефтегазовых месторождений на шельфе Черного моря. Зачем Вашингтону рисковать военным конфликтом с Москвой из-за "хотелок" Киева?

Что же касается стран, не находящихся под хотя бы частичным внешним управлением США, то там цели Помпео были деструктивные. Как верно отмечает первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков, "на постсоветском пространстве США решают принципиально важную для себя задачу блокирования возможных интеграционных процессов". Так, в Беларуси Помпео осуществлял важнейший зондаж. Госсекретарь США хотел понять, как Вашингтон может использовать нынешний разлад между Москвой и Минском для реализации вышеобозначенного интереса.

Майк Помпео почувствовал стремление белорусских элит показать России наличие у них геополитической альтернативы – и помог им в этом. Прежде всего, самим своим визитом.

"Очень хорошо, что вы после разного рода недопониманий в отношениях между Беларусью и США, абсолютно безосновательных недопониманий прошлых властей, рискнули приехать в Минск и посмотреть на эту страну — что здесь за народ, что за люди, что за диктатура, какая тут демократия – много ее, мало и так далее", – отметил важность этого визита Александр Лукашенко.

Сам госсекретарь США похвалил Беларусь за ее достижения – как политические (прогресс в области защиты прав человека), так и экономические. В частности, сказал много теплых слов в адрес одного из самых больших предметов гордости белорусского лидера – Парка высоких технологий в Минске. "Нам очень приятно, что государственный секретарь США во время посещения ПВТ по-хорошему удивился нашим белорусским разработкам. Это такой хороший, добрый знак для развития бизнеса", – заявил директор администрации Парка высоких технологий Всеволод Янчевский. И добавил, что США для ПВТ – важнейший рынок. Впрочем, открытость этого рынка для белорусских компаний пока под вопросом – Помпео отметил, что до отмены американских санкций против Беларуси стороны еще не дошли, хотя важный шаг сделан.

Наконец, Помпео принес и предложение: он заявил, что американские компании могут полностью удовлетворить потребности Минска в нефти, чтобы "помочь Беларуси создать собственное суверенное государство". Американский госсекретарь, видимо, очень надеялся, что это заявление вызовет вал гневных реакций из Москвы – реакций, которые в Минске воспримут как очередное неуважение россиян к белорусскому суверенитету (которое, судя по словам Помпео, не уважают как раз США – раз утверждают, что страна пока не является еще суверенным государством). Однако никакого вала не было – российские эксперты и политологи прекрасно понимают, что на пути реализации плана "Беларусь переключается на поставки нефти из США" есть два мощных стоппера: экономический и технический.

Сложно поверить, что прижимистый Трамп готов будет поставлять Беларуси весь объем нужной ей нефти (то есть 4,5 миллиона тонн для внутреннего потребления плюс еще 12 миллионов тонн, если Минск хочет снова зарабатывать на переработке и экспорте нефтепродуктов) по ценам, хотя бы примерно равным тем, которые сейчас предлагает Россия. Скорее всего, США предложат покупать по мировым ценам, к которым нужно еще прибавить стоимость транспортировки от прибалтийских портов (как это произошло с покупкой Минском норвежской нефти).

Да, возможно, Трамп сделал бы скидку – если бы был уверен, что ее следствием станет геополитический разворот Беларуси на Запад. Однако такой уверенности и близко нет, ибо всем очевидно: такого разворота не будет. Элиты в Минске понимают, что в рамках такого разворота им придется открыть шлюзы для американских НКО, которые быстро подорвут стабильность белорусского общества изнутри и займутся "демократизацией" с последующим выходом на цветную революцию – направленную как против белорусских властей, так и против белорусских ценностей.

Но даже если Трамп все-таки решит профинансировать покупки Минском американской нефти, то тогда ему придется профинансировать и модернизацию белорусских НПЗ. Которые, напомним, технически заточены на переработку российской Urals. Чем американцы заниматься совсем не хотят – без гарантий политических дивидендов.

Из Минска Майк Помпео вылетел в Нур-Султан, где встретился с нынешним президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым и министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди. Официально для того, чтобы обсудить вопросы торговли и инвестирования. Неофициально – для еще одного политического зондажа. Помпео нужно было понять, насколько руководство Казахстана заточено на плотную политико-экономическую интеграцию с Россией, а также на укрепление взаимовыгодных торговых отношений с Китаем.

Оттуда с теми же целями (плюс афганской повесткой) он отправится в Узбекистан, руководство которого как-то быстро и неприятно для США взяло курс на интеграцию с Москвой. А значит, нужно что-то пообещать еще и Шавкату Мирзиееву.

Источник