Грабеж по системе Станиславского

Грабеж по системе Станиславского

На ошибках учимся... Об этом лишний раз свидетельствует публикуемый ниже репортаж, автор которого, известный журналист, рассказывает о том, как повела себя в условиях явного обмана и как нельзя в подобных ситуациях поступать другим.

В дверь позвонили неожиданно, но требовательно. Я с неудовольствием оторвалась от компьютера:

- Кто?

- Мосэнерго.

В глазок виднелся мужичок с круглым и добрым лицом. «А приходит всегда контролер-женщина», - мелькнула мысль. Но сын был дома, и я смело открыла коридорную дверь. Мужичок направился к щитку. «Монтер», - подумала я и обрадовалась.

- Мне тут говорила ваша контролерша, что скоро счетчики будут менять, - решила я прервать его полет. - Мне бы трехтарифный, чтобы лишнее за ночной свет не платить, мы с сыном оба «совы».

- А мы как раз и пришли насчет счетчиков, вот этот ваш сосед уже поменял, а до того я пока не дозвонился, - мужичок, показав мне на двери уехавших на работу соседей, схватился за мобильник: - Слушай, дорогой, у нас остались трехтарифные? Неси.

Я на всякий случай отправилась посоветоваться с сыном.

- Мошенники, должно быть, - отозвался он, не отрываясь от работы за компьютером.

- Из чего это следует? - не без гордости парировала я и вернулась в общий коридор. Пришельцев было уже двое, один из которых - высокий киргиз - уже ломал мой старенький счетчик.

Тут мне позвонили, и пришлось отвлечься на профессиональный разговор: объем материала, сроки сдачи и прочие установки.

- Вы журналист? - умилился директор фирмы, пока подручный иноземец устанавливал новый прибор. - А я в свое время коммунаром был.

Я не любила крикливых коммунаров 80-х с их бодрыми речовками, но знающе кивнула. Может, в коридорах редакции мы с этим добряком встречались много лет назад?

Светский разговор иссяк. Пришло время расплачиваться. Электрик-киргиз заменил еще какую-то деталь, и сумма выросла с первоначальных пяти до семи тысяч. Я полезла в карман за деньгами, коммунар достал книжечку квитанций и оформил работу честь по чести.

Мы расстались почти друзьями.

Но, шагая к лифту, мой новый друг зачем-то бросил через плечо:

- Вообще-то по образованию я педагог. Но еще и режиссер самодеятельного театра.

И мне это почему-то не понравилось.

Что делает женщина после визита монтера? Нет, она не садится за прерванную работу, она звонит подругам.

Добросердечная Галя порадовалась вместе со мной. Суровая Лида спросила:

- Ты совсем газеты не читаешь?

И объяснила, что буквально на днях мне следовало прочесть очень полезную статью про то, как всякие фирмочки ходят по домам и меняют электросчетчики за немалые деньги.

Я похолодела и наконец-то заставила себя найти номер телефона горячей линии Мосэнергосбыта.

Честно признаюсь, что еще перед началом работ на щитке у меня мелькнула мысль о том, что туда следовало позвонить: ведь я прекрасно знала, что должна сама подать заявку на установку нового счетчика и его установили бы, пусть не бесплатно, но все-таки за меньшие деньги. Но в этом дивном новом мире все меняется так быстро! Мог поменяться и Мосэнергосбыт, и прийти на дом к потребителю.

Еще два серьезных соображения не дали мне схватиться за телефон. Причина первая: по этим общемосковским номерам очень трудно (а то и невозможно) дозвониться, безумно раздражают отсылки механического голоса то на звездочку, то на решетку, когда бесценные в моем возрасте секунды и минуты мчатся мимо. И вторая причина из позднесоветских привычек: неловко же не верить людям!

После разговора с сотрудником Мосэнергосбыта я решила покончить со всеми советскими привычками разом: при расцвете дикого капитализма их применение граничит с клиническим идиотизмом.

Милый девичий голос мгновенно вернул меня из атмосферы дружеской встречи домохозяйки-журналистки и монтера-режиссера к суровым реалиям Москвы XXI века:

- Новый электросчетчик ставят только по заявке энергопотребителей. К вам приходили какие-то другие люди, не от нас.

Сын уже ушел на работу, и хотя бы это показалось мне удачей, потому что выдержать его расспросы у меня не хватило бы сил.Грабеж по системе Станиславского

Я стала медленно собираться. В конце концов начало смеркаться, и я этому обрадовалась: мне казалось, что все будут показывать на меня пальцем и смеяться над моим легковерием. Боже, как же мне было плохо. Я зашла в Сбербанк, уплатила небольшой долг за электроэнергию и поехала на автобусе в сторону офиса Северо-Восточного отделения Мосэнергосбыта. Долго шла никакая по морозу и, придя в офис, рухнула на стул.

- Вы взяли талончик? - задала обычный вопрос оператор.

- Не до талончика, выжить бы, - простонала я.

- Вам счетчик поменяли? - спокойно спросила хорошо осведомленная сотрудница. - Квитанция есть?..

...Ситуация разрешилась мгновенно. У меня спросили номер мобильного телефона, заполнили какой-то документ и сказали, что в течение месяца ко мне придет мастер, чтобы опломбировать новый счетчик.

Татьяна Корсакова.

Источник