Крымский узел: Разберётся ли в экономическом споре Верховный суд РФ

История началась в 2011 году, когда группа компаний ТЭС взяла у украинского подразделения венгерского ОТП-банка кредит на сумму 39 миллионов гривен и 3 миллиона долларов. Заемные средства были нужны для строительства перевалки нефтепродуктов в Крыму: газового терминала и 7-го причала. Отметим, что эти объекты были построены и введены в эксплуатацию.

Топливный холдинг ТЭС - включает в себя портовый терминал по перевалке и хранению сжиженного газа и нефтепродуктов, предприятие по производству емкостей и резервуаров для нефтегазовой и химической продукции, парк бензовозов и нефтебаз. Сеть автозаправочных станций ТЭС является второй по величине в регионе: больше полусотни заправок в Крыму и два десятка в Севастополе. Кроме того, ТЭС традиционно выступает организатором и спонсором соревнований по единоборствам и парусному спорту.

Первые три года кредитные обязательства исполнялись как надо. С марта 2014 украинский ОТП-банк перестал работать с крымчанами. Группа компаний ТЭС переоформила права собственности на свои объекты в Крыму в соответствии с требованиями российского законодательства. Украинский же ОТП-банк прекратил все отношения с крымскими заемщиками и возврат долга от ТЭС стал невозможен.

Банк уступил право требования украинской компании ООО «Евросвет» 26 июня 2015 года. А 14 сентября киевское ООО переуступило долг зарегистрированной в Белизе компании Integrity Logistic.

Что известно о центральноамериканском оффшоре? Только то, что фирма зарегистрирована в 2012 году. Сведений об осуществлении Integrity Logistic экономической деятельности нет.

Появление нового игрока встревожило руководство группы ТЭС. В Арбитражный суд Киева отправился иск о признании договора цессии недействительным.

Хозяйственный суд Киева, а затем и Верховный суд Украины в 2018 и 2019 годах признали недействительным договор цессии между банком и Евросветом. Также установлено, что Integrity Logistic не является надлежащим кредитором, чем были нарушены и права ТЭС, как стороны кредитного договора.

После этого, ОТП-банк снова распорядился своими правами по кредитному договору, в результате чего они перешли гражданке Израиля Либи Бейм. Это дочь одного из учредителей крымской группы компаний ТЭС.

Представители Integrity Logistic параллельно обратились в Арбитражный суд Республики Крым с иском к компании группы ТЭС о взыскании 436,4 млн рублей (около 6,7 млн долларов), из которых на основной долг приходилось лишь 249 млн рублей. За годы судебных тяжб сумма требований бизнесменов из Центральной Америки выросла до 938 миллионов рублей. Если суды затянутся еще на годик-другой, цифры воистину могут стать астрономическими.

Дело по возврату кредита, которое в два круга рассматривалось судами Крыма, насчитывает десятки томов документов. Но однозначного решения так и не принято: в Киеве суд вынес решение в пользу российской компании; а Integrity Logistic получил поддержку в России, обратившись в Арбитражный суд города Москвы с возражением признания решения Хозяйственного суда Киева на территории Российской Федерации.

Арбитражный суд республики Крым в ноябре 2021 отказал Integrity Logistic в удовлетворении исковых требований полностью, отменил обеспечительные меры в виде ареста имущества.

Окончательная точка в этом споре пока не поставлена. Участники экономического спора обмениваются уколами вне зала судебных заседаний.

Мы связались с основателем группы ТЭС Геннадием Беймом.

- К сожалению, группа компаний уже несколько лет не может получить действенную защиту своих законных прав. Такой подход подрывает уверенность крымского бизнеса в том, что компании, которые прошли российскую регистрацию после присоединения Крыма к России, имеют защиту перед действиями рейдеров с неизвестными бенефициарами, – заключил Геннадий Айзикович.

Узнать мнение представителей Integrity Logistic не удалось. На звонки корреспондента по телефону никто не ответил. Впрочем, судить о серьезности их заявлений можно будет только, как станут известны реальные фигуры. Значит, пора выходить из тени. Как в прямом, так и в переносном значении фразы.

Сергей Иванов.

Источник