Плач по мигрантам

Плач по мигрантам

Приток иностранной рабочей силы в Россию сократился почти вдвое. Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин заявил, что без мигрантов отрасль не выживет, а потому надо упростить для них въезд в Россию. Неужели в России не осталось людей, которые хотят, могут и умеют строить жилые дома?

По данным МВД, в 2020 году число въехавших в Россию иностранцев составило 9,8 миллиона против 19,5 миллиона годом ранее. Это катастрофическое падение, максимальное за последнее десятилетие, и ситуация только усугубляется.

Так, за первый квартал этого года на миграционный учет поставлены 1 миллион 983 тысячи человек, тогда как за тот же период прошлого года - 3 миллиона 486, 5 тысячи.

Патентов на работу с начала 2021 года по март включительно оформлено лишь 228,5 тысячи вместо 426,7, а число действующих на конец квартала патентов составило 962 тысячи против 1 миллиона 670,313 тысячи в прошлом году.

«Дефицит кадров в строительной отрасли формально действительно связан с сокращением численности трудовых мигрантов. Отрасль не готова к изменению ситуации на рынке труда», - говорит секретарь ФНПР Олег Соколов.

Проблема была услышана на самом высшем уровне. Президент России В. Путин дал поручение кабмину установить упрощенный порядок привлечения работников, не являющихся гражданами Российской Федерации, для выполнения строительно-монтажных работ. В рамках этого поручения в России начал действовать новый, единый порядок привлечения иностранной рабсилы - организованный набор.

На самом деле порядок этот не новый, он широко применялся в советское время, когда столичные предприятия нанимали так называемых лимитчиков.

Прежде всего вводится заявительный принцип найма иностранцев. Компании формируют заявку - сколько им нужно каменщиков, плотников, маляров, сварщиков и так далее, получают одобрение в региональных органах власти и направляют запрос в страну-донор трудовых ресурсов. Расходы на подбор и подготовку кадров ложатся на страну исхода. Она же оплачивает дорогу в Россию. Дальнейшая ответственность за иностранного работника ложится на работодателя.

Причем приглашать зарубежных специалистов можно исключительно под утвержденные проекты. Компании, которые хотят нанять иностранцев, должны соответствовать ряду требований: штат сотрудников от 250 человек, годовой доход от 2 миллиардов рублей. Эмиссары крупных строительных компаний лично ездят по странам СНГ, рассказывают о своих проектах, проводят собеседования с будущими работниками.

Власти стран-доноров крайне заинтересованы в восстановлении объемов миграции. Ведь денежные переводы из России обеспечивали в разные годы от 1/3 до 1/2 ВВП Киргизии и Таджикистана и от 1/10 до 1/5 ВВП Узбекистана. Получается, что зарабатывают гастарбайтеры здесь, в России, а тратятся российские деньги в странах исхода. Тем самым мы поддерживаем экономику других государств.

Понятно, что новый порядок трудо­устройства иностранцев обернулся для застройщиков ростом расходов и хлопотами. Казалось бы, самое время обратить взор на собственный внутренний рынок труда. Неужели среди миллионов российских безработных нет ни каменщиков, ни бетонщиков, ни маляров?

Конечно, есть. Но в отличие от мигрантов они не готовы работать за гроши. По данным Росстата, средняя зарплата в строительстве - 33 тысячи рублей, причем у работников без опыта - 23 тысячи. Зато у опытных квалифицированных работников она может достигать 90 тысяч рублей.

«Расхожее утверждение, что мигранты отнимают рабочие места у россиян, в корне несправедливо, - считает эксперт по вопросам миграции Александр Калинин. - Россияне сами не идут на тяжелые и грязные работы. Наоборот, мы должны быть благодарны мигрантам за то, что они закрывают бреши в кадрах».

Высказывание спорное, если вспомнить о том, что трудовые мигранты нещадно демпингуют на рынке труда. Соглашаясь работать, условно говоря, за тарелку супа, жить в нечеловеческих условиях, в вагончиках на стройках или в «резиновых» квартирах, они обесценивают труд строителей. Однако именно этим мигранты и интересны застройщикам.

«Я работала маляром на одной из новостроек нашего города, - рассказывает Галина Федоренко из Подмосковья. - Получала от 35 тысяч и выше. В декабре прошлого года нас отправили в неоплачиваемый отпуск, а потом сократили. Стройку законсервировали. Недавно мы с подругой, тоже маляром-штукатуром, увидели, что работы на стройке возобновились. Мы обратились в отдел кадров нашей компании. И представляете, оказалось, что на наши места уже наняли женщин из Узбекистана. В отделе кадров сказали, что если мы согласны работать за 20 тысяч, то могут нас взять. Мы не согласились».

Как заинтересовать работодателей в найме граждан собственной страны? Кабинет министров, как всегда, пытается тушить проблему деньгами. Премьер-министр Михаил Мишустин предложил ввести стимулирующие меры для предприятий, которые трудоустраивают безработных.

«Компании и индивидуальные предприниматели смогут получить субсидию от государства, если трудоустроят неработающих граждан, которые на 1 января этого года состояли на учете в центрах занятости как безработные», - сказал Мишустин.

Субсидия составит три МРОТ за каждого трудоустроенного безработного. Один МРОТ - это 12 тысяч 792 рубля. Соответственно, три МРОТ - 38 тысяч 376 рублей. Выплачивать субсидию будут в несколько этапов. Первый - после одного месяца работы принятого сотрудника, второй - после трех месяцев и третий - после полугода. Премьер заверил, что средства на стимулирующие выплаты - 12 миллиардов рублей - уже заложены в бюджете 2021 года.

В ФНПР считают, что вместо найма чужих работников из-за рубежа нужно наладить внутреннюю миграцию. Если в одном регионе умельцы простаивают, а в другом они нужны, вполне логично предложить людям съездить поработать туда.

Но, напомним, самое оригинальное предложение сделал глава ФСИН Александр Калашников. Мы об этом уже писали. Он считает, что мигрантов можно заменить заключенными. Калашников пояснил, что это не станет вторым ГУЛАГом, людям будут предложены достойные условия труда и проживания. Эту инициативу горячо поддержали в Госдуме.

Таким образом, есть как минимум три варианта утолить кадровый голод на стройках за счет российского рынка труда: стимулирование найма, внутренняя миграция и привлечение рабочих рук из мест не столь отдаленных. Слово за работодателями.

Наталья Кучер.

Источник