Олигархи покупают науку

Будем надеяться, что прочие олигархи поймут сигнал правильно и выстроятся в очередь на финансирование серьезных исследований.

Статья одного из богатейших людей страны Владимира Потанина, опубликованная в газете «Ведомости», не то чтобы взорвала общество, но заставила говорить о новой эпохе в жизни крупного бизнеса и российской науки - именно тех областей, которые до сих пор сложно было представить рядом.

Потанин рассказал, что еще совсем недавно был уверен в том, что вложения в фундаментальную науку - удел исключительно государства, а бизнес должен заниматься прикладными исследованиями и разработками. Но судьба свела олигарха с российским физиком, 44-летним членом-корреспондентом РАН Тагиром Аушевым.

«Он рассказал мне о своем научном стремлении создать серьезный центр изучения мозга человека. И я вдруг достаточно отчетливо понял не только то, какие перспективы для всего человечества открывают эти научные исследования, но и то, почему это очень важно для бизнеса», - пишет Владимир Потанин.

Олигарх, впрочем, не скрывает своего бизнес-интереса, который на этот раз переплетен с глобальными целями. Новые разработки должны в принципе изменить цивилизацию и жизнь всего человечества. А такие амбиции уже мало напоминают стремление получить лишнюю пару-тройку миллионов долларов.

Речь идет о принципиально новых компьютерах, которые будут взаимодействовать напрямую с человеческим мозгом, без процессоров и жестких дисков. «Изучение мозга и логики его работы, того, как действуют нейронные связи, является важным подспорьем для создания нового поколения компьютеров, многих потенциально интересных открытий, способных изменить нашу жизнь», - пишет олигарх.

Работа над нейронным суперкомпьютером начнется с создания «умных» материалов, которые меняют свои свойства в зависимости от окружающей среды. Уже известно, что для работы в этом направлении создается Лаборатория программируемых функциональных материалов под руководством нобелевского лауреата Константина Новоселова, до сих пор жившего в Великобритании. В лаборатории будут создаваться «умные» материалы с программируемыми свойствами, которые в естественном виде не встречаются в природе. Это конек Новоселова: Нобелевскую премию ему и физику Андрею Гейму вручили в 2010 году за изобретение графена.

Многие эксперты считают, что только связь бизнеса и науки сегодня сможет вывести последнюю из глубокой депрессии. Но научный мир при этом настолько закрыт и не склонен к общественным контактам, что найти друг друга коммерсантам и ученым практически невозможно. В пресс-службах институтов до сих пор сидят люди, главная задача которых - не пустить журналистов дальше ворот родного заведения. Лишь немногие ученые готовы сотрудничать с прессой, да и то в основном те, кто в нашей стране себя уже не видит и терять им нечего. Они понимают, что публичный рассказ о своих идеях - это единственный способ дать научным разработкам дальнейшую жизнь, превратив их в инновации и технологии. Сама Академия наук просто не имеет ни возможности, ни желания стать посредником между учеными и бизнесменами. Редкие попытки соединить их с помощью грантов провалены…

Неизвестно, как произошла встреча олигарха Владимира Потанина и Тагира Аушева, но, вероятно, физику, который в один день стал звездой новостей, понадобились немалое упорство и готовность рисковать - за такую удачу в мире науки можно очень дорого заплатить.

Наталья Пуртова.

Источник