Как сгущенка стала локомотивом для рогачевской молочки

В Рогачеве на высоком берегу, но не Днепра, а Друти вот уже 82 года высится молочный комбинат. Местные работники уже откровенно обижаются, когда про них говорят только как о производителях сгущенки. Предприятие на самом деле выпускает и масло, и сыры, и даже детское питание.

Официальная статистика говорит нам, что в прошлом году белорусские производители отправили на экспорт своей продукции на общую сумму в 2,4 миллиарда долларов. Какая в этом заслуга Рогачевского молочного комбината и где лучшая сгущенка, узнал корреспондент uabeer.com Станислав Андросик.

Сегодня в Рогачеве могут переработать 1400 тонн молока в сутки, из которых на "консервы" уходит порядка трети сырья. Молоко на комбинат везут со всей Гомельской области, других регионов страны, есть у комбината и четыре собственных сельхозпредприятия, поэтому молоко течет на завод бесконечным потоком со всей Беларуси.

Каждый молоковоз, а это современные автомолцистерны, приезжая на завод, проходит через лабораторию, где берут пробы, грубо говоря, из всех "бочек". Проверяют свежее молоко на кислотность, радиацию и еще по множеству показателей.

К каждой партии прикладывается специальный протокол испытаний, подтверждающий соответствие продукции требованиям технических регламентов. Кстати, это обязательный документ и при отгрузке на экспорт.

Отвечая на вопрос, бывали ли случаи, когда в продукции находили радиацию, начальник лаборатории сказала, как отрезала: "У нас ни разу не было несоответствующих протоколов".

Елена Аземша считает, что все разговоры про то, что в Беларуси молоко заражено радиацией, – не более, чем домыслы. В подтверждение своих слов она показала протоколы исследований, в которых черным по белому написано, что "молочка" из Рогачева чистая.

Россельхознадзор год назад закрывал комбинату экспортное окошко на российский рынок, выдвигая претензии к качеству продукции, в том числе и к сгущенке. В Рогачеве провели расследование и проблем не выявили. В ответ на вопрос, в чем же было дело, Елена Аземша только пожимает плечами.

Интересно, что среди показателей качества сырья в инструкциях прописан и вкус. Все сотрудники лаборатории получают специальные свидетельства, что они обучены проверять молоко на органолептические показатели.

"Так вы молочные сомелье?" - задаем вопрос. Немного подумав, Елена Аземша бодро отвечает: "Да! По этому вопросу у нас здесь все очень серьезно. Этот анализ входит в ГОСТ, и мы не можем сами по себе его редактировать".

После приемки молоко по специальным трубопроводам растекается на разные производственные участки, чтобы стать готовой продукцией. Мало кто знает, что здесь уже выпускают и годовалые сыры, а технологии подсмотрели и в Польше, и в самой Италии.

В сутки, а комбинат работает именно в таком режиме, здесь вырабатывают 20 тонн сыра. При этом некоторые его виды – сыры твердых сортов – дожидаются своей зрелости в специальных хранилищах и год, и два.

Линии по выпуску сыров полностью автоматизированы и представляет собой формы, которые наполняются настоящим сырным зерном, похожим на творог. После прессования и обретения для человеческого глаза формы, сырные заготовки отправляются на линию, где каждая из них маркируется лазером.

Начальник цеха по производству сыров Александр Мачеча называет головки зреющего сыра не иначе как "рогачевское золото" и уверенно говорит, что местный пармезан получил все документы, подтверждающие качество, а дальше стоит цель получать и более зрелые сыры.

В Рогачеве сгущенное молоко готовится непрерывным способом сгущения, разработанным технологами комбината еще в прошлом веке, на специальной закрытой линии, что позволяет исключить влияние человеческого фактора.

Просим начальника консервного цеха Олега Самышина сравнить свою продукцию со сгущенкой других производителей. По его словам, она отличается не только визуально, но и своей текучестью.

Задаем ему провокационный вопрос: сможет ли он отличить свою сгущенку от любой другой с закрытыми глазами. Олег Самышин отвечает, что сделает это и с закрытыми – на вкус ("бархатный"), и с открытыми – на глаз.

После чего уверенно добавляет, что рогачевская сгущенка, конечно, десерт, но за счет обработки в вакууме при низкой температуре кипения полезные свойства молока сохраняются.

"Все зависит от того, сколько съесть", – резюмирует профессионал.

Считается, что устроиться на работу на Рогачевский молочный комбинат – голубая мечта любого из местных. Сейчас там работают около 1600 человек, что для города с населением в 30 тысяч довольно внушительная цифра.

"Средняя зарплата давно превысила 1000 рублей", – уточнил генеральный директор Иван Калупахо. При этом рентабельность у предприятия составляет 11%, несмотря на пандемию, спрос на продукцию не только не упал, но даже вырос. Например, на 28% в этом году увеличился экспорт.

Генеральный директор эти цифры объясняет тем, что большая часть продукции уходит за границу, а на премиальный российский рынок вообще приходится более 60%.

По его мнению, качество рогачевской сгущенки заключается в непрерывном технологическом процессе ее производства, которого больше нет ни в одной из стран постсоветского пространства, и в строгом соблюдении ГОСТа.

"Могу открыто говорить на весь мир: только Рогачев делает настоящее сгущенное молоко", – уверенно добавил руководитель предприятия. Потому что рогачевская сгущенка состоит только из молока и сахара.

Иван Калупахо особо отметил, что молочный комбинат делает ставку на премиальный сегмент своей продукции. Сейчас с прицелом на российский рынок выпускается молоко в стеклянной таре, причем форма и объем бутылки продуманы таким образом, чтобы было удобно ставить в холодильник.

Одним из самых маржинальных продуктов для предприятия остается молоко в пленке, которое реализуется на внутреннем рынке. Потому что это минимальные затраты на переработку и быстрая оборачиваемость средств.

В России у комбината есть несколько компаний - дистрибьюторов, которые представляют его интересы. Интересно, что на российском рынке Рогачевский комбинат в первую очередь знают как производителя сгущенного молока. Со сгущенки начинается каждое знакомство с торговыми сетями.

"Наше сгущенное молоко, как локомотив, подтягивает остальную продукцию. Когда в торговых представительствах предлагаешь сыр, они спрашивают: какой сыр? Знают сгущенку и благодаря ей нас узнают", – констатировал Иван Колупахо.

Причем представители торговых сетей, по его словам, неоднократно приезжали в Рогачев, чтобы убедиться, что здесь на самом деле выпускают и сыр, и масло, и другую молочную продукцию.

Любой серьезный производитель сталкивается с недобросовестной конкуренцией, а иногда и просто фальсификатом. Только сейчас в России ведутся несколько уголовных дел, связанных с нечестной конкуренцией. Защитить права добросовестного производителя активно помогает Евразийская экономическая комиссия.

Поэтому одним из решений в Рогачеве стал переход на прокатную жесть для банки толщиной 0,13 мм в то время, как остальные выпускают банки с толщиной стенки в 0,18 мм. Кстати, на комбинате работает свой цех, выпускающий фирменную жестяную банку для своих консервов.

Источник