Нового валютного кризиса не будет: эксперты о падении рубля

МИНСК, 27 августа – uabeer.com, Данара Курманова. Белорусский рубль в очередной раз обесценился: почти за три недели он упал в цене на 8% по отношению к американской валюте – на 27 августа за один доллар США давали 2,66 рубля.

Как только появились слухи о возможном очередном обвале рубля, люди бросились в обменники – менять валюту. 27 августа президент республики Александр Лукашенко признал "повышенный спрос" на доллар, однако уточнил: "У нас абсолютно достаточно резервов, чтобы на приемлемом уровне сдержать приемлемый для нас курс".

Эксперты в сфере экономики уверены: гражданам Беларуси не стоит опасаться серьезного валютного кризиса. Они объяснили uabeer.com, что повлияло на слабость рубля, почему в его обесценивании виноваты не только протесты, и когда валюта сможет восстановить часть утерянных позиций.

Нынешняя ситуация пока не ставит под сомнение экономическую стабильность республики, ведь падение рубля было ожидаемо, полагает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

"Если анализировать валютную выручку за первый-второй кварталы нынешнего года, мы видим – Беларусь недополучила серьезные финансовые объемы. Во-первых, в начале года был нефтяной кризис: поставки российской нефти в Беларусь были ограничены, также упала прибыль по продаже белорусских нефтепродуктов в Европу", – пояснил эксперт.

На экономику страны повлияла пандемия COVID-19. По прогнозам Всемирного банка, к концу 2020 года темпы экономического роста в Беларуси и так должны были сократиться на 4%. Однако после президентских выборов экономика страны столкнулась с еще одним ударом – забастовками и протестами.

Нынешнее обесценивание рубля не приведет к каким-либо серьезным последствиям. Такого мнения придерживается доктор экономических наук, профессор, проректор РАНХиГС Андрей Марголин.

"Конечно, ничего приятного в девальвации нет. Но она особенно опасна, когда в структуре потребления большую долю занимает импорт, когда импорт касается продуктов первой необходимости. А у Беларуси производство питания свое, сильная зависимость от импорта стране не свойственна. Поэтому ослабление валюты скажется на Беларуси не так болезненно", – считает эксперт.

Попытка финансового воздействия на власть путем организации забастовок провалилась, уверен Марголин. По его мнению, углубление экономической интеграции с РФ помогло бы экономики Беларуси в долгосрочной перспективе.

По словам эксперта, для Беларуси важно проводить продуманную экономическую политику, однако нынешнюю стратегию таковой назвать нельзя. Незадолго до выборов, 4 августа, Лукашенко, говоря о сотрудничестве с РФ, заявил: Россия "братские отношения поменяла партнерские". Но партнерство строится по-другому, уверен Марголин.

"Позиция Беларуси была такая: вы нам, пожалуйста, продайте газ и нефть дешево, а мы будем продавать переработанную продукцию по мировым ценам. Но лучше, наверное, было оговорить, какие объективно затраты существуют, вместе продать продукцию по мировым ценам и доходы поделить пропорционально понесенным затратам. А этого нет. Беларусь начала закупать нефть не в России в поисках альтернативы и потеряла деньги. Разве это не один из факторов ослабления национальной валюты?" – задается вопросом экономист.

На фоне падения рубля в адрес Лукашенко сейчас слышатся обвинения – глава государства не стал вводить карантин из-за пандемии коронавируса весной и допустил ошибку. Кому нужны трактора и холодильники, когда глобальная покупательская способность снизилась?

"Конечно, когда все закрыты, а ты работаешь, продукция идет на склад", – говорит Марголин. Но при этом уточняет: большую долю белорусского экспорта занимают товары продовольствия – молочные продукты, мясо, мед. И если люди готовы отказаться от покупки нового холодильника в кризис, на основных продуктах питания экономить точно не станут.

По результатам исследования маркетингового агентства OMI, во время режима самоизоляции 35% россиян стали покупать больше еды. А ведь именно Россия является основным потребителем молочной продукции Беларуси.

"От действий Лукашенко поначалу были в шоке, потому что он не остановил экономику при пандемии, но сейчас мы видим, что из двух зол он выбрал меньшее. По мировым меркам в Беларуси чересчур высокой заболеваемости не было. Если бы Лукашенко закрыл предприятия, сегодня ситуация была бы намного хуже. Именно сохранение производства – залог того, что даже с ослаблением валюты экономика Беларуси достаточно устойчива", – говорит Зубец.

Сейчас рублю в основном вредит нестабильность политической обстановки, считает ведущий научный сотрудник МГУ, экономист Андрей Колганов.

"Произошло резкое изменение соотношения валют: рубль усиленно продают и так же усиленно покупают доллар, – объясняет эксперт. – Если властям удастся стабилизировать ситуацию, весьма вероятно, что рубль вернется к более высоким значениям. Но полное восстановление, на уровне до выборов, вряд ли произойдет. На финансовом рынке он будет продаваться по несколько меньшей цене, чем раньше, потому что сомнения в стабильности белорусского рубля все равно останутся".

Что сделать для восстановления валюты? Главный выход – занять деньги за границей и использовать внутренние резервы республики, считает Зубец. Именно так решило поступить белорусское руководство. По словам Лукашенко, он договорился с президентом РФ Владимиром Путиным по поводу реструктуризации долга на сумму в миллиард долларов.

Источник