Рост доходов нам не светит?

По словам главы государства, «стагнация доходов» стала «одной из ключевых социальных проблем».

Ситуацию с доходами президент объяснил прежде всего резким падением цен на энергоносители: «Пока все у нас росло, нефть-то была 100 и больше долларов за баррель. А сейчас 60».

Владимир Путин отметил, что зависимость российской экономики от продажи нефти и газа постоянно снижается, но избавиться от нее сразу, «щелчком пальцев» нельзя. Однако, несмотря на падение нефтяных котировок, доходы надо как-то повышать. «Мы должны что-то сделать, правительство должно что-то сделать... способов много», - заявил Путин.

Пока же - мрачный парадокс! - количество бедняков в нефтегазовой державе приближается к 20 млн (по итогам января - сентября 2019-го за чертой бедности в России находились 19,2 млн человек, или около 13% населения).

Эксперты единодушны: главный способ повышения доходов населения - экономический рост. Он ведь неизбежно сопровождается увеличением количества рабочих мест. Так есть ли хоть какие-то предпосылки роста экономики и, как следствие, повышения доходов?

Увы, старт отечественной экономики в 2020 году таких предпосылок не сулит. Недавно Росстат опубликовал январские данные по динамике промышленности. Динамика эта получилась, прямо скажем, нерадостной. Промышленное производство в нынешнем январе выросло на 1,1% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Цифра, как говорится, в рамках статистической погрешности. Иначе говоря, по большому счету непонятно, есть у нас на самом деле рост промпроизводства или же его в помине нет.

Конечно, на промышленных показателях января сказались погодные аномалии - на 4,7% снизилось производство электроэнергии, газа и пара. По сравнению с прошлым январем упала, хоть и незначительно, добыча полезных ископаемых.

Однако, к примеру, падение производства легковых автомобилей, которое в этом январе по сравнению с предыдущим обвалилось на 16,5%, а заодно и производства грузовиков (упало на 12,4%) климатическими выкрутасами объяснить никак не возможно. Почему мы выделили производство автомобилей? Потому, что это такой показатель, который ставит диагноз промышленности в целом. Если с конвейеров стало сходить значительно меньше авто, значит, с экономикой творится что-то неладное.

Почему? Да потому, что для производства автомобилей требуется объединение усилий самых разных отраслей: металлургии, приборостроения, стекольной, лакокрасочной, резинотехнической промышленности. Если у автомобилестроителей все в порядке, это благотворно сказывается на всей экономике. В отличие, скажем, от отмеченного Росстатом в нынешнем январе по сравнению с прошлым прогресса в производстве колбасы или ниток «швейных синтетических». Эти достижения, мягко говоря, не столь важны для экономики в целом, как выпуск автомобилей.

Индикатором состояния экономики в нашей огромной стране является также грузооборот транспорта. Он в этом январе снизился на 4,4%, причем больше всего упали объемы перевозок по железным дорогам - на 5,1%. Падение грузооборота объясняется снижением перевозок угля, нефти и нефтепродуктов - январская добыча угля снизилась на 8,8%, нефти - на 0,7%.

Опираясь на все эти цифры, эксперты характеризуют начало нынешнего года для отечественной экономики как слабое.

Что же может вытянуть нашу экономику из застоя? Рецептов на самом деле существует не так уж много, причем изобретать велосипед совершенно не надо. Экономика развитых, да и многих развивающихся стран идет в рост в основном благодаря опоре на малый и средний бизнес (МСБ). Доля МСБ в ВВП там превышает 50%, в Китае, например, она более 60%. У нас о помощи государства МСБ говорится много, а вот делается, увы, очень мало. Неудивительно, что доля МСБ в ВВП России не превышает 20%. Хотя именно МСБ при наличии действенной господдержки мог бы поправить материальное положение многих граждан РФ.

Пока миллионы россиян ломают головы над тем, как свести концы с концами и досыта накормить детей, в стране неуклонно растет количество сверхбогачей. Зарубежные эксперты на днях представили прогноз, по которому в России численность долларовых мультимиллионеров увеличится к 2024 году почти на четверть. А власть между тем упорно отказывается отменить НДФЛ для малоимущих граждан и ввести прогрессивный налог на доходы богатых, существующий во множестве стран. Способов повысить доходы граждан действительно не так уж мало. Только вот власть не торопится применить их на практике.

Георгий Палашевский.

Источник