Посол Ирана о поставках нефти в Беларусь, ядерной программе и борьбе с США
В эксклюзивном интервью для uabeer.com Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Беларуси Саид Яри рассказал, как исламская республика живет в условиях новых американских санкций и сворачивающейся ядерной сделки.
- Вы только что вернулись из Ирана и знаете ситуацию, которая происходит сейчас. В связи с санкциями США существует определенная напряженность в обществе, как ситуация обстоит сейчас и насколько руководству Ирана удается справиться с трудностями?
- В Иране источник силы государства – это народ. При этом, как вы сами уточнили, да, в обществе были незначительные претензии и протесты.
Мы уважаем протесты нашего народа. Это естественно, что народ из-за некоторых экономических проблем критикует власть. Но эти протесты сам народ и контролировал. С другой стороны, в каждой стране найдется малое количество людей, которые хотят злоупотребить и воспользоваться протестами в своих целях.
Мы не отрицаем, что санкции со стороны США давят на нашу экономику и на уровень жизни людей. Находясь 40 лет под санкциями, мы смогли стать сильнее и развить свои возможности.
После национализации нашей нефтяной промышленности Великобритания установила санкции против нас.
Страны-гегемоны хотят оказывать влияние на другие государства и используют именно санкции как средство для давления на другие государства. Мы уверены, что мы преодолеем это давление и ограничительные меры.
- В Минске недавно был с визитом государственный секретарь США Майк Помпео, и они внешне очень тепло поговорили с белорусским президентом. Как вы оцениваете уверение Майка Помпео, что США заинтересованы помочь Беларуси строить суверенное государство?
- Визит господина Помпео и отношения между Беларусью и Америкой – это двусторонние отношения. Но опыт поведения Америки говорит о том, что нельзя доверять и положиться на эту страну. Они действуют очень обманчиво. Американцы, где бы они ни были, от Персидского залива до восточной Азии, региона СНГ или Латинской Америки и т.д., являлись источником конфликта или переворота.
- Скажите, пожалуйста, в продолжение белорусско-иранских отношений, с учетом того, что в прошлом году Иран осуществил пробные поставки нефти в Беларусь, есть ли перспектива сотрудничества в нефтяной области у Ирана и Беларуси, поскольку Беларусь сейчас очень активно ищет альтернативные поставки нефти в страну?
- Иран является экспортером нефти. Это естественно, если мы и с Беларусью тоже будем говорить о поставках нефти. Это чисто коммерческий вопрос. Мы готовы обеспечить потребность белорусов в нефти и нефтехимической продукции. Как вы сказали, из Ирана в Беларусь ранее осуществлялись пробные поставки партий "черного золота".
Я думаю, не надо смотреть на этот вопрос с точки зрения политики. Если наши белорусские друзья заинтересованы в этих поставках, мы готовы вести переговоры. И мы готовы продавать сырье по приемлемой цене, то есть может даже ниже мировых котировок. Это зависит от решения правительства Беларуси, готовы ли они купить у нас нефть.
Для нас нет препятствий. Мы полностью готовы. И я еще раз подчеркиваю, что это чисто коммерческий, экономический вопрос. И в рамках международных и мировых цен, мы готовы продавать нефть Беларуси.
- Недавно подробности, так называемой "сделки века" стали достоянием общественности. И президент США Дональд Трамп представил свой план палестино-израильского урегулирования, который анонсировал еще в 2017 году. Как вы думаете, почему инициатива американского президента не вызвала энтузиазма у представителя палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса?
- По моему мнению, тут нечему удивляться, почему палестинский народ против такой сделки. Потому что в ней не соблюдаются элементарные и естественные права палестинского народа.
Исламский мир полностью и единодушно против "сделки века". И мы не сомневаемся, что такой план потерпит фиаско. "Сделка века" противоречит уставу ООН. И резолюции, которая связана с правами палестинского народа.
Трамп и Нетаньяху для собственных внутренних интересов выдвинули такой проект. Вы даже не найдете ни одной страны, которая поддерживает Америку, в этом вопросе кроме Израиля.
- Не приведет ли это к новому витку напряженности в регионе?
- Как раз наоборот это объединит исламский мир. Это способствует единству исламского мира. И исламские страны не позволят реализации такой сделки. Время покажет, что Трамп ошибся. Мир увидит, что этот проект не послужит на пользу Трампу и Нетаньяху.
- Скажите, пожалуйста, если брать отношения Ирана и США, сегодня ядерное соглашение остается камнем преткновения в отношениях двух стран. Не претендует ли Иран на то, чтобы войти в клуб ядерных держав и какова стратегия Тегерана в развитии ядерной программы?
- Ядерная программа Ирана – исключительно мирная программа. На самом высоком уровне духовный лидер Ирана объявил, что Иран не хочет производить ядерное оружие. Использовать ядерное оружие по нашим религиозным убеждениям – противозаконно и запретно. И для того, чтобы успокоить мировое сообщество, понимая его озабоченность, мы и вошли в сделку СВПД.
Мы достигли очень хорошей договоренности, это соглашение было многосторонним. Мы провели переговоры с шестью мировыми державами и достигли этого соглашения, чтобы мир был уверен, что наша ядерная программа носит исключительно мирный характер.
Учитывая, что американцы не привержены никаким международным договоренностям, никаким международным нормам, они в мае 2018 года вышли из этого соглашения. При Трампе нарушений международного права стало намного больше.
Мы продолжаем сотрудничать с МАГАТЭ. И неоднократно это агентство подтверждало, что наши действия и наша программа – мирные.
МАГАТЭ является компетентным международным органом, который судит о безопасности ядерных программ. Если сильные державы, мировые лидеры, будут исполнять свои обязательства по СВПД, мы готовы вернуться к этому соглашению и готовы его придерживаться.
Наши партнеры не выполняют своих обязательств. Европа сейчас бездействует, она не может противостоять Америке и выполнить свои обязательства. Естественно, если они не выполняют свои обязательства, то и мы тоже не будем этого делать.
Это зависит от этих шести держав: если они будут привержены этому соглашению, соблюдать его будем и мы. Иран уже доказал, что мы полностью готовы выполнить свои обязательства.
- Понятно, что пока Трамп стоит у руководства, возврат к СВПД – весьма сомнительное или почти невозможное мероприятие. Насколько далеко готов пойти Иран в своей ядерной программе?
- Я сказал и еще раз повторяю, что мы продолжаем свое сотрудничество с международным агентством МАГАТЭ. Это право нашего народа использовать мирный атом. Мы хотим видеть, что европейцы серьезно готовы выполнить свои обязательства.
Естественно, еще раз заключить соглашение подобное СВПД уже невозможно. Если американцы и европейцы будут продолжать действовать, как сейчас, естественно, что мы тоже будем продолжать работу по нашей мирной атомной программе. Но это зависит от европейцев, и зависит от Америки – в каком направлении они хотят, чтобы наша ядерная программа продвигалась.
Это Америка вышла из СВПД и мир должен давить на Америку, заставить ее выполнить свои обязательства.
- Сегодня Соединенные Штаты Америки обвиняют власти Ирана во вмешательстве в ситуации в Сирии и Йемене. Свои претензии они мотивируют тем, что иранские власти якобы виновны в дестабилизации ситуации в этих странах. Насколько эти обвинения соответствуют действительности, и какую политику преследует Тегеран в этом регионе?
- Иран присутствует в Сирии по приглашению сирийского правительства и сирийского государства. Это не противоречит международным нормам, это им как раз соответствует.
Это американцы не учли суверенитет Сирии и без их согласия ввели свои войска в эту страну. Иран и Россия могли совместно бороться с терроризмом с ИГИЛ* в этой стране и вернуть стабильность в эту страну. Наше присутствие в этом регионе осуществляется для противостояния терроризму.
Ближний Восток – это наш регион. Вопрос в том, что тут делает Америка? США являются фактором нестабильности на Ближнем Востоке. Это не только наше мнение, это мнение всех стран региона. Весь мир против подобных действий США.
И, как я сказал, Трамп со "сделкой века" хочет сделать еще более нестабильным наш регион. Если бы не было нашего сопротивления и борьбы с ИГИЛ, сейчас эта террористическая организация захватил бы весь регион.
Вы же слышали во время предвыборной кампании в США, госпожа Клинтон сказала, что они сами создали ИГИЛ. И интересно, что Трамп это раскритиковал со словами, почему вы это делали? Слова госпожи Клинтон говорят о международной ответственности Америки перед мировым сообществом, ведь она признала, что Америка создала ИГИЛ.
Я вас заверяю, если Америка уйдет из нашего региона, с Ближнего Востока, там не будет никаких проблем. До сих пор они поддерживают и терроризм там, и ИГИЛ.
Мы предложили "Ормузскую мирную инициативу" нашим соседям в Персидском заливе. Естественно, стабильность в регионе в наших интересах. Стабильность противоречит интересам США, они хотят дестабилизации, чтобы воспользоваться этим "и ловить рыбу в мутной воде". Если мы честно смотрим на это вопрос, то видим, что это так и есть, и все страны региона так думают.
- Возможно ли создание некой коалиции стран на Ближнем Востоке во главе с Ираном против присутствия США в этом регионе?
- Все народы ближневосточного региона против Америки. "Сделка века", которую предложил Трамп, объединит исламский мир. Состоялись заседания глав исламских стран в связи с этим вопросом – "сделкой века". Это показывает, что весь исламский мир против этого проекта.
- Если возвращаться к внутренним мирным интересам Ирана, если учитывать, что и Россия, находясь под санкциями, и Беларусь, находясь под санкциями, это способствовало своего рода росту экономики внутри страны, какие направления развития Иран ставит для себя внутри своей страны? На какие, скажем так, экономические сферы делает ставку?
- Мы хотим крепко стоять на ногах и обеспечивать свои потребности полностью и самостоятельно. У нас есть хорошие друзья в мире, мы с ними сотрудничаем. Страны, которые находятся под санкциями, должны иметь близкие отношения. У нас сейчас очень хорошие отношения с Россией, и дружеские отношения с Беларусью.
Я думаю, что если страны, которые находятся под санкциями, объединятся и будут рядом друг с другом, Америка не сможет достичь своей цели.
- Санкции способствуют развитию экономики, и многие страны уже признали, что санкции были контрпродуктивны, в частности, в отношении России, потому что она сделала большой экономический рывок, создала свои собственные производства, начала развиваться. На чем Иран хочет сосредоточиться внутри своей страны, чтобы пережить все эти санкции?
- Иран имеет очень высокие достижения в сфере высоких технологий. В сфере науки Иран очень быстро развивается, например – в нанотехнологиях.
Я не отрицаю, что мы под давлением. Мы чувствуем давление, но оно способствует тому, чтобы мы стали сильнее и старались выстоять на ногах. Америка 40 лет мечтает поставить нас на колени.
Мы не та страна, в которой "может дуть любой ветер". Мы стараемся больше приблизиться к своим друзьям.
Читайте также
- Samsung разрабатывает смартфон с уникальной складной системой
- В течение года объем торгов на украинском фондовом рынке вырос почти на 10% – НКЦБФР
- Лучшие страны для инвестиционной миграции — Индекс недвижимости-2022
- Какие услуги сервисных центров МВД можно получить онлайн
- Морские международные перевозки с «Транзит»