Переохлаждение под праздник

Мол, хотят не по чину, надеются на кредитную халяву. Но вот «халяву» прижали...

Бюро кредитных историй утверждают, что по итогам октября кредиты резко сократились как по количеству, так и по размерам сумм. Особенно упали кредиты наличными: в сентябре население набрало 1,46 млн ссуд более чем на 282 млрд рублей, а в октябре взяли лишь 1,35 млн кредитов объемом 240 млрд рублей.

Минэкономразвития весь год пугало власти задолженностью населения, достигшей 16 трлн рублей. Заявлялось, что «кредитный навес» может обрушиться и похоронить финансовую систему. От Центробанка требовали срочных мер по «охлаждению» кредитного рынка.

«Охлаждать» ЦБ начал с 1 октября, дав указание банкам при выдаче ссуд на сумму более 10 тыс. рублей рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН). ПДН - это отношение объема среднемесячных платежей по всем кредитам заемщика к величине его среднемесячного дохода. Такие данные предоставляют банкам бюро кредитных историй. Если долги гражданина подбираются к размеру его доходов, банк может отказать в новых ссудах. Все разумно и вполне логично, если иметь в виду лишь защиту банков от финансовых рисков.

Но проблема гораздо шире. Когда высокое начальство божилось, что в низких доходах виноваты проценты по кредитам, это была либо безграмотность, либо сознательный обман общества. В кредитную кабалу люди залезали, потому что не хватало денег на жизнь.

По данным Росстата, за чертой бедности в России более 20 млн человек, свыше 15% населения. До поры малоимущих спасали лишь безнадежные займы в банках, но в октябре «окно возможностей» начало закрываться. А эксперты отметили новое падение потребительского спроса. У граждан стало еще меньше денег, чтобы ходить по магазинам.

Инициатор «охлаждения», глава Минэкономразвития М. Орешкин похвалил Центробанк за введение ПДН и тут же признал, что нужно компенсировать замедление кредитования. «К сожалению, первое полугодие 2020 года мы уже потеряли с точки зрения потребительского спроса, - пускает слезу министр. - Слабость спроса будет сопровождать нас в начале следующего года». Но слабость спроса - это и слабость экономики.

Похоже, министр не знает, как выбраться из замкнутого круга - «меньше кредитов - меньше покупок - торможение экономики - падение доходов - нужны кредиты». Надежда лишь на праздники - люди последний рубль потратят, чтобы не был пустым новогодний стол. Но праздники пройдут быстро...

Лаврентий Павлов.

Источник