Страховщики ищут деньги в лесу

Страховщики ищут деньги в лесу

Красный петух еще пожирал тайгу, а в стране снова заговорили о введении обязательного страхования лесов.

Попробуем разобраться, для кого обернется благом «лесное ОСАГО». Кто будет должен платить? Опять так или иначе деньги вынут из кошельков россиян, конечных потребителей. Не с сосны ли упали чиновники, перекладывая свое разгильдяйство на нас?

Неоднократные попытки ввести страховку на леса предпринимались с 2002 года, и все они проваливались по разным причинам.

Еще раз тема всплыла в 2016-м. За восемь месяцев того года пожары прошлись по 7,6 млн га лесов Дальнего Востока и Сибири. Тогда ряд депутатов Госдумы внесли на рассмотрение проект закона, обязывающий пользователей лесных участков страховать их при заключении договора аренды.

Депутаты уверяли, что в случае таких поправок в Лесной кодекс государство не будет нести колоссальные потери, борясь с пожарами в лесах, а приобретатели лесных участков не только перестанут прикрывать намеренными поджогами незаконные рубки, но и начнут принимать эффективные противопожарные меры на арендованных территориях.

Уже в первом чтении законопроект был отклонен - ни чиновники, ни страховщики не смогли ответить на существенные вопросы. Например, что принимать для расчетов страховки - лес, стоимость реализуемых лесоматериалов, стоимость аренды участка, затраты на его тушение или затраты на лесовосстановление?

Должны ли покрываться страхованием подлесок, лесная флора и фауна и если да, то по какой цене? Страховать весь государственный лес или только тот, который берется под вырубку?

Как быть, если пожар начнется на государственном неарендованном участке, а потом перейдет на арендованный? Должен ли будет в этом случае частник платить за уничтоженный не по его вине лес? Ну и все в том же духе.

«Лесное ОСАГО» снова задвинули в дальний ящик, пока летом этого года тайга с новой силой не вспыхнула снова. Все опять заговорили про страхование леса. 6 августа Национальный союз агростраховщиков (НСА) совместно с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) призвал вернуться к обсуждению идеи обязательного страхования лесов от огня, создав межведомственную рабочую группу. Предполагается, что они подготовят новую систему лесных отношений, в 2021 году опробуют ее в Сибири и на Дальнем Востоке, а затем распространят и на всю территорию страны.

На этот раз НСА и ВСС чуть более конкретны в деталях: они предлагают страховать лесной фонд от пожаров на восстановительную стоимость леса, а для арендаторов, осуществляющих превентивные меры по противопожарной безопасности, снизить стоимость страховки.

Но какой она будет по сути? Скорее всего, обязательной, поскольку имеющаяся сейчас добровольная вообще не пользуется популярностью.

- Предложения страховых компаний, разумеется, есть, но существующие механизмы добровольного страхования гражданской ответственности не востребованы арендаторами лесных участков, спроса на эти услуги нет. Следовательно, речь идет о необходимости принудительного добровольного страхования в лесном хозяйстве, - говорит профессор завкафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ Владимир Петров. - Если его введут, это станет существенной дополнительной финансовой нагрузкой для арендаторов. При том, что будут гарантированы поступления финансовых средств в пользу страховщиков, возмещение убытков государству как собственнику лесов, - не гарантировано из-за технических сложностей, которые возникнут при установлении в лесу страхового случая.

Есть вероятность, что вся собранная сумма - а речь идет минимум о 20 миллиардах рублей - осядет в карманах страховых компаний. Отсюда вывод: инициативы по введению института страхования лесов выгодны только страховым компаниям. А весь их «банкет» оплатим мы, конечные потребители. Как всегда.Страховщики ищут деньги в лесу

Как заявили в ВСС, создавая институт страхования лесов, Россия может обратиться к опыту Швеции, Франции, Испании и Португалии, где добровольное страхование насчитывает не один десяток лет. Но такой международный опыт России не подойдет. Все наши леса являются не чьей-то частной собственностью, а имуществом государства, а значит, оно и должно нести основное бремя затрат на превентивные и репрессивные меры при сохранении лесов.

Одни эксперты уверены, что добровольное страхование расцветет без указаний сверху, как только лес окажется в частных руках, ведь когда человек является хозяином имущества, у него не возникнет вопроса, страховать или нет. Понимая, что национальное достояние никто не собирается отдавать в частные руки, скорее всего, межведомственная рабочая группа остановится на принудительном «лесном ОСАГО». Но, как считает профессор Владимир Петров, и оно в условиях госсобственности на леса и частной формы лесопользования «не повысит ответственность арендаторов, не снизит степень риска горения лесов и не уменьшит число лесонарушений, а, наоборот, приведет к их росту и, возможно, к возникновению коррупционных схем в этой сфере».

- На нынешнем этапе развития российского лесного хозяйства наиболее реальными мерами, направленными на сохранение лесов от огненной стихии, будут техническое перевооружение лесничеств, постоянное ведение профилактических работ (установки датчиков, видеокамер для раннего обнаружения лесных пожаров и пр.), создание государственной лесной охраны численностью до 40 тысяч человек и введение прямого бюджетного финансирования деятельности по охране лесов от пожаров.

Есть конкретные предложения и у самих лесопромышленников. Они выступают за создание фонда, в который направлялась бы часть арендной платы за лес. Эти средства могли бы идти и на субсидирование затрат на пожаротушение, и на воспроизводство лесных культур. Такое самострахование было бы не обременительно ни для бизнеса, ни для власти и стало бы действенным, простым в управлении и применении для всех сторон способом сохранения лесов.

Елена Хакимова.

Источник